В Открытом правительстве: какой быть Службе интеллектуальной собственности
15 ноября 2013 г. по поручению Первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И.Шувалова в рамках Открытого правительства состоялось экспертное обсуждение проекта Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в области интеллектуальной собственности» и проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальным правам», по итогам которого будет составлено заключение Экспертного совета для внесения в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации. В составе 60 участников заседания были представлены все основные министерства и ведомства, имеющие компетенции в данной сфере, государственные корпорации, фонды и организации по коллективному управлению правами, а также представители научных организаций и регионов.
25 ноября 2013г. в РИА-НОВОСТИ с участием первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова, Министра Открытого Правительства Михаила Абызова прошло второе публичное обсуждение указанных проектов. Статс-секретарь Минэкономразвития Олег Фомичев рассказал об истории вопроса; советник Президента РФ Михаил Федотов поделился международным опытом объединения функций госрегулирования в этой сфере; сенатор от Новосибирской области Виктор Косоуров поведал о роли Совета Федерации в освещении этого вопроса; глава РОСНАНО Анатолий Чубайс предложил провести дальнейшую либерализацию в этой сфере через «интеллектуальную амнистию», т.к. сегодняшний «кпд – 1,5%»; ректор РГАИС Иван Близнец просил предусмотреть выделение дополнительных средств на стимулирование деятельности чиновников в новом ведомстве из собираемых РОСПАТЕНТОМ пяти млрд. рублей в виде патентных пошлин (сегодня на эти цели тратится более 1,5 млрд. рублей), экс – руководитель Администрации Президента России и руководитель «ЯНДЕКСА» Александр Волошин высказал сомнение в достижениизаявленной цели при объединении через полгода, назвав другой срок не менее двух лет.
На обоих заседаниях выступил Владимир Лопатин - директор Республиканского НИИ интеллектуальной собственности (РНИИИС), председатель национального технического комитента по стандартизации «Интеллектуальная собственность» (ТК-481), доктор юридических наук, профессор.
Учитывая, что он первым в стране поднял тему о совершенствовании государственного управления в сфере интеллектуальной собственности, как в неоднократных обращениях к Президенту России и в Правительство РФ, так и в опубликованных ежегодных государственных докладах «О состоянии правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации», которые РНИИИС готовит с 2007г., предлагаем основные положения его доклада.
****
Представленные для обсуждения проекты Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в области интеллектуальной собственности» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальным правам», безусловно, являются актуальными и значимыми. Это историческое решение давно назрело и отвечает общим закономерностям развития по пути интеграции государственного администрирования процессов в сфере интеллектуальной собственности. Более полувека назад в 1967 году при создании ВОИС состоялось объединение Бернского и Парижского международных союзов. В СНГ создание единого межгосударственного органа в сфере авторских, смежных, патентных и иных интеллектуальных прав прошло в 2011г. Сегодня Россия является практически единственной страной на постсоветском пространстве, где функции госуправления в сфере интеллектуальной собственности рассредоточены между 24 федеральными ведомствами.
Если ранее в 2011г. оптимизация структуры госуправления в этой сфере была сведена Минобрнауки России только к объединению Роспатента и ФАПРИД под эгидой Правительства РФ, а в последствии в 2012г. – под эгидой Минэкономразвития России, то в проектах Указа Президента РФ и Постановления Правительства РФ о создании Федеральной службы по интеллектуальным правам предусматривается передача функций и полномочий уже половины (12 из 24) федеральных органов исполнительной власти, имеющих прямые компетенции в этой сфере.
В то же время, следует признать, что механическое и формальное объединение этих функций в одном органе власти не решит стратегической задачи, поставленной в 2010г. руководством страны по формированию цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, что является насущной потребностью и предпосылкой инновационного развития современной России и может обеспечить баланс интересов (инновационную мотивацию) авторов, предприятий и организаций (как исполнителей по госзаказу) и госзаказчиков.
В этой связи при доработке указанных проектов нормативных документов, на наш взгляд, важно учесть следующие принципиальные вопросы.
Во-первых, нацеленность государственной политики при ее совершенствовании на развитие рыночных отношений в сфере интеллектуальной собственности.
Основным объектом рынка в условиях инновационной экономики и ВТО наряду с традиционными товарами, работами и услугами, является интеллектуальная собственность как основа нематериальных активов основных субъектов рынка (предприятий, корпораций, организаций, учреждений и казны). Интеллектуальная собственность при этом, прежде всего в научно-технической сфере, играет важнейшую роль как механизм создания добавочной стоимости, как средство капитализации активов предприятий и организаций и как инвестиционный ресурс, в т.ч. через залоговое обеспечение кредитования инновационных проектов. Внедрять новые технологии в реальную экономику предприятий и организаций, в том числе за рубежом, на легальной основе, равно как и защищать нарушенные права на них, возможно только после закрепления этих прав и их правовой охраны как интеллектуальной собственности, определения четкого механизма ценообразования в этой области.
Во-вторых, необходима единая система государственного управления в этой сфере «по - горизонтали», что предполагает как предусмотренное объединение компетенций 12 федеральных органов исполнительной власти, так и координацию деятельности других десяти министерств и ведомств, сохраняющих самостоятельные полномочия по этим вопросам. При этом, чтобы эта система работала, крайне важно отразить в данных документах максимально полный перечень передаваемых полномочий и функций, для их последующего закрепления в полномочиях соответствующих подразделений и должностных инструкциях конкретных чиновников. В противном случае это может стать очередной фикцией.
Так, например, Постановлением Правительства РФ от 02.10.2004 N 514 (ред. от 04.09.2012) были определены пять федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения. В то же время, только в положении Минобороны России эти полномочия нашли отражение. В положениях и регламентах Минздрава, Минпромторга и МВД России эти полномочия за прошедшее десятилетие так и не были закреплены, что сказалось и на результатах в этой сфере – полное отсутствие секретных изобретений в данных ведомствах. Реализация же данного полномочия по своему содержанию предполагает исполнение следующих восьми функций:
- рассмотрение заявок на выдачу патента на секретные изобретения;
- экспертиза заявок на секретные изобретения по существу;
- государственная регистрация секретного изобретения в Государственном реестре изобретений РФ;
- выдача патента на секретное изобретение;
- изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, в порядке, установленном законодательством о государственной тайне;
- госрегистрация договоров об отчуждении и лицензионных договоров на использование секретного изобретения;
- установление порядка рассмотрения возражений против выдачи уполномоченным органом патента на секретное изобретение и рассмотрение таких возражений;
- установление Правил рассмотрения и разрешения споров, связанных с секретными изобретениями, в административном порядке.
Игнорирование любой из указанных функций приводит к декларативности данного полномочия.
В этой связи, определение объема передаваемых полномочий и их максимальная конкретизация по функциям является принципиальным (см. таблицу). Так из компетенции Минобрнауки наряду с полномочиями, указанными в обсуждаемых проектах, следует передавать новой Службе такие как:
ü координация исследований и разработок в сфере интеллектуальной собственности;
ü разработка прогнозов развития рынка интеллектуальной собственности;
ü экспертиза и подготовка заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ.
Такая же конкретизация требуется и при закреплении за создаваемой Службой полномочия по координации в установленной сфере деятельности для ведомств, сохраняющих самостоятельность в трех предметных областях госрегулирования в сфере интеллектуальной собственности:
- правовая охрана РИД (Минобороны, ФСБ и Роскартографии);
- коммерциализация имущественных прав на РИД (Росборонзаказ, Минфин, Казначейство, ФНС, Росимущество, Росстат, а также Минэкономразвития, Минобрнауки, Минздрав, Минпромторг);
- правовая защита интеллектуальных прав на РИД (Минобороны, ФАС, ФТС).
Игнорирование этого принципа сохраняет высоким риск ведомственных барьеров на пути формирования рынка интеллектуальной собственности и реализации известной русской поговорки про семь нянек.
В-третьих, необходима «вертикаль» государственного управления (на первом этапе - с представительствами Службы на уровне федеральных округов, в последующем - на уровне субъектов РФ и муниципалитетов) с учетом особенностей территориального и регионального развития РФ по снятию административных барьеров на пути коммерциализации интеллектуальной собственности. Об этом говорит успешный опыт Китая и Казахстана.
В-четвертых, важно наделение новой службы полномочиями проведения экспертизы при подготовке и реализации государственных программ (42), федеральных целевых программ (55), программ инновационного развития госкомпаний (60) по ключевым индикативным показателям экономики интеллектуальной собственности. Например, сегодня по трем важнейшим госпрограммам развития науки и технологий (Минобрнауки России), инновационной экономики (Минэкономразвития России), развития промышленности (Минпромторг России) в числе основных показателей освоения 4 трлн. рублей на период до 2020 года заявлены число публикаций в научных изданиях и число патентов, что не отвечает национальным интересам инновационного развития и задачам реиндустриализации российской промышленности преимущественно на основе отечественных технологий.
Так по числу публикаций и их цитированию в области математики, физики и химии РАН занимает первое место в мире, но имеет практически нулевую экономическую отдачу. Из 265 тыс. действующих российских патентов продается менее 2%, что не выгодно ни правообладателям, ни России.
В этой связи новая Служба должны быть ориентирована на формирование и развитие российского сегмента рынка с учетом мировых тенденций. Ставка на ежегодное увеличение числа патентов на 40% при сегодняшних условиях, когда каждый второй патент при сроке действия в 20 лет прекращается через несколько лет после его выдачи, ведет к имитации вместо инноваций. При этом, поскольку мирровая патентная система переживает кризис и в мировой торговле за последнее десятилетие доля патентных продаж снизилась в несколько раз и более 80% продаж сегодня составляют беспатентные сделки, то прогнозировать рост в России продаж в сфере промышленной интеллектуальной собственности минимум в 14 раз можно и нужно не за счет договоров по РИД, охраняемых патентами, а за счет продаж прав на ноу-хау. В противном случае, это означает продолжать прежнюю политику «освоения» бюджетных денег, когда можно закрывать госконтракты через публикации и патентные заявки с оседанием до половины денег, выделяемых на науку, в карманах чиновников, распределяющих эти деньги.
В-пятых, необходима в связи с этим единая методология и механизмы оценки результативности российской науки и эффективности реализации госпрограмм инновационного развития с позиций стратегического аудита и аудита эффективности экономики интеллектуальной собственности (в т.ч. создания добавочной стоимости, капитализации нематериальных активов и обеспечения инвестиций), что предопределяет закрепление следующего полномочия за Службой – научно-методологическое и методическое обеспечение деятельности органов власти в сфере интеллектуальной собственности.
В-шестых, необходима разработка и реализация федеральной целевой программы, отраслевых и региональных целевых программ по созданию национального, отраслевых и региональных рынков интеллектуальной собственности как условие инновационного развития экономики страны, отрасли и региона, предусматривающей введение единого правового режима по формированию интеллектуальной собственности как объекта рынка с последующей стандартизацией этих правил, механизмов инновационной мотивации от автора до инвестора через коммерциализацию интеллектуальной собственности, специализированных подразделений в инновационной инфраструктуре и специально подготовленных ответственных должностных лиц в инновационных ведомствах.
В-седьмых, важно предусмотреть участие Службы в формировании госзаказа и организации системы подготовки кадров профессионалов-посредников (экономистов, юристов, менеджеров) по интеллектуальной собственности (из расчета на 10 исследователей – 1 посредник, минимум для России 50 тыс. человек), поскольку сегодняшняя система подготовки данных кадров в РГАИС до 200 человек в год этим задачам явно не отвечает.
В-восьмых, необходим постоянный мониторинг в этой сфере для совершенствования государственной политики, права и правоприменительной практики в этой сфере, в связи с чем, целесообразно предусмотреть в компетенции данной Службы подготовку и издание ежегодного государственного доклада «О состоянии правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации».
Таким образом, необходимое на данном этапе объединение функций и полномочий 13 федеральных органов исполнительной власти позволит соединить в одной службе такие направления госрегулирования интеллектуальной собственности, как: нормотворчество, государственную регистрацию, информационное обеспечение (реестры и базы данных), контроль и надзор. При наделении этой Службы функциями методологического и экспертного обеспечения, а также подготовки кадров и мониторинга по указанным вопросам деятельности десятка других органов власти при их координации в данной сфере будут созданы достаточные условия и основы для перехода на новый качественный уровень государственного управления инновационного развития через рынок интеллектуальной собственности.
№ |
Орган власти |
Компетенция в сфере интеллектуальной собственности |
Объединение компетенций (передача функций и полномочий ФОИВ) в ФСИС |
||
1. |
Минобрнауки |
выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (кроме вопросов Роспатента); координация исследований и разработок в сфере интеллектуальной собственности; разработка прогнозов развития рынка интеллектуальной собственности; экспертиза и подготовка заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ; формирование единой гос. информационной системы учета НИОКТР гражданского назначения; единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета
|
2. |
Минкультуры |
выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование в области авторского права и смежных прав, коллективного управления авторскими и смежными правами; правовое регулирование и госаккредитация организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, контроль и надзор за их деятельностью; утверждает перечень библиотечно-информационных организаций, получающих обязательный федеральный экземпляр печатных изданий, фонограмм и видеофильмов, электронных изданий, патентных документов на электронных носителях; утверждает форму отчета о деятельности аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами; реализация от имени РФ правомочий обладателя информации, содержащейся в базах данных единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах; выдает прокатные удостоверения на фильмы; государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ об авторском праве и смежных правах |
3. |
Минэкономразвития |
выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование в сфере экономического и гражданско - правового оборота результатов НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения и имущественных прав на них; |
4. |
Минпромторг |
закрепление за РФ прав на объекты интеллектуальной собственности и другие РНТД в целях доведения их до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции; закрепление за РФ прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых Министерством; государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного и двойного назначения, созданных за счет средств федерального бюджета (??) рассмотрение заявок на выдачу патента на секретные изобретения; экспертиза заявок на секретные изобретения по существу; государственная регистрация секретного изобретения в Государственном реестре изобретений РФ; выдача патента на секретное изобретение; изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, в порядке, установленном законодательством о государственной тайне; госрегистрация договоров об отчуждении и лицензионных договоров на использование секретного изобретения; установление порядка рассмотрения возражений против выдачи уполномоченным органом патента на секретное изобретение и рассмотрение таких возражений; установление Правил рассмотрения и разрешения споров, связанных с секретными изобретениями; регистрация образцов изделий народных художественных промыслов; обеспечение работы Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (в части интеллектуальной собственности) |
5. |
Минсельхоз |
нормативно-правовое регулирование в сфере селекционных достижений; госрегистрация и патентование селекционных достижений; госреестр охраняемых селекционных достижений; выдача заключений о предоставлении исключительного права на наименование места происхождения товара; установление Правил рассмотрения и разрешения споров, связанных с селекционными достижениями. |
6. |
Минсвязи и массовых коммуникаций |
вырабатывает принципы формирования и использования находящихся в федеральной собственности фондов законченных производством и прошедших в эфир телевизионных программ, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов); порядок распределения обязательного экземпляра документов, состоящего из комбинированных документов, а также обязательного экземпляра документов, содержащего аналогичную, зафиксированную на различных носителях информацию; обеспечение защиты интересов государства в области авторского права и смежных прав в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации, информационных технологий. |
7 |
Минздрав |
Рассмотрение заявок на выдачу патента на секретные изобретения; экспертиза заявок на секретные изобретения по существу; государственная регистрация секретного изобретения в Государственном реестре изобретений РФ; выдача патента на секретное изобретение; изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, в порядке, установленном законодательством о государственной тайне; госрегистрация договоров об отчуждении и лицензионных договоров на использование секретного изобретения; установление порядка рассмотрения возражений против выдачи уполномоченным органом патента на секретное изобретение и рассмотрение таких возражений; установление Правил рассмотрения и разрешения споров, связанных с секретными изобретениями |
8. |
МВД |
Рассмотрение заявок на выдачу патента на секретные изобретения; экспертиза заявок на секретные изобретения по существу; государственная регистрация секретного изобретения в Государственном реестре изобретений РФ; выдача патента на секретное изобретение; изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, в порядке, установленном законодательством о государственной тайне; госрегистрация договоров об отчуждении и лицензионных договоров на использование секретного изобретения; установление порядка рассмотрения возражений против выдачи уполномоченным органом патента на секретное изобретение и рассмотрение таких возражений; установление Правил рассмотрения и разрешения споров, связанных с секретными изобретениями |
9. |
Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) |
Все функции и полномочия |
10. |
Роспечать |
осуществляет формирование и использование федеральных информационных ресурсов в установленной сфере деятельности
|
11. |
Роскомнадзор |
государственный контроль и надзор за представлением обязательного федерального экземпляра документов в установленной сфере деятельности Службы; контроль соблюдения прав на зарегистрированные фирменные наименования и товарные знаки при регистрации СМИ; лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей |
12. |
ФТС |
ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности |
КООРДИНАЦИЯ деятельности ФОИВ со стороны ФСИС |
||
1. |
Минобрнауки |
выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование в сфере инновационной деятельности (в части методологии, формирования учетной политики и оценки результативности научной деятельности); координация исследований и разработок в сфере нанотехнологий; формирование национальной нанотехнологической сети и информационно-аналитической системы, мониторинг научно-технического и производственного потенциала в сфере нанотехнологий; организация, методическое руководство и координация работ по формированию, корректировке и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники (подготовка долгосрочного прогноза научно- технологического развития) и перечня критических технологий РФ; порядок создания и развития инновационной инфраструктуры; порядок формирования материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки, создания федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием; разработка прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг; реестр отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в части оценки результативности научной деятельности); распоряжение правами РФ на объекты интеллектуальной собственности, полученные при бюджетном финансировании
|
2. |
Минпромторг |
выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, народных художественных промыслов; обеспечение работы Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции; распоряжение закрепленными за Российской Федерацией правами на результаты научно-технической деятельности в целях доведения их до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции; распоряжение правами РФ на объекты интеллектуальной собственности, полученные при бюджетном финансировании
|
3. |
Минсвязи и массовых коммуникаций |
выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование в сфере инновационной деятельности; распоряжение правами РФ на объекты интеллектуальной собственности, полученные при бюджетном финансировании |
4. |
Минобороны |
выработка и реализация госполитики в области международного военно-технического сотрудничества ( в части интеллектуальной собственности); рассмотрение заявок на выдачу патента на секретные изобретения; экспертиза заявок на секретные изобретения по существу; государственная регистрация секретного изобретения в Государственном реестре изобретений РФ; выдача патента на секретное изобретение; изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, в порядке, установленном законодательством о государственной тайне; госрегистрация договоров об отчуждении и лицензионных договоров на использование секретного изобретения; установление порядка рассмотрения возражений против выдачи уполномоченным органом патента на секретное изобретение и рассмотрение таких возражений; установление Правил рассмотрения и разрешения споров, связанных с секретными изобретениями распоряжение от имени РФ правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными при выполнении гособоронзаказа
|
5. |
Рособоронзаказ |
контроль (надзор): за соблюдением государственными заказчиками требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том числе за использованием бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на выполнение государственного оборонного заказа, и за выполнением финансовых обязательств по заключенным государственным контрактам (договорам); за соблюдением головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа требований в сфере гособоронзаказа; за соблюдением требований технических регламентов и иных обязательных требований, установленных к продукции (работам, услугам), поставляемой по гособоронзаказу, и к процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения; за обоснованностью заключения государственных контрактов (договоров) по гособоронзаказу и соблюдением условий их выполнения, в том числе в части приемки и оплаты товаров, выполнения работ, оказания услуг; за соблюдением порядка ценообразования на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, формированием и применением государственных регулируемых цен на такую продукцию при размещении и выполнении гособоронзаказа; за реализацией государственных программ вооружения и иных государственных (федеральных целевых) программ, предусматривающих осуществление мероприятий в рамках гособоронзаказа
|
6. |
ФСБ |
рассмотрение заявок на выдачу патента на секретные изобретения; экспертиза заявок на секретные изобретения по существу; государственная регистрация секретного изобретения в Государственном реестре изобретений РФ; выдача патента на секретное изобретение; изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, в порядке, установленном законодательством о государственной тайне; госрегистрация договоров об отчуждении и лицензионных договоров на использование секретного изобретения; установление порядка рассмотрения возражений против выдачи уполномоченным органом патента на секретное изобретение и рассмотрение таких возражений; установление Правил рассмотрения и разрешения споров, связанных с секретными изобретениями |
7. |
Минсельхоз |
реестр селекционных достижений, допущенных к использованию распоряжение правами РФ на объекты интеллектуальной собственности, полученные при бюджетном финансировании |
8. |
Минздрав |
инновационное развитие здравоохранения (в части методологии, формирования учетной политики и оценки результативности научной и инновационной деятельности); взаимодейстиве: распоряжение правами РФ на объекты интеллектуальной собственности, полученные при бюджетном финансировании; госрегистрация лекарственного препарата для медицинского применения; ведение реестра исследователей и госреестра лекарственных средств для медицинского применения; номенклатурная классификация и госрегистрация медицинских изделий, порядок их испытаний, оценки соответствия, экспертизы качества, эффективности и безопасности; аккредитация и лицензирование
|
9. |
ФМБА |
научная, научно-техническая и инновационная деятельность; госзаказчик федеральных целевых, научно-технических, инновационных и специальных программ и проектов; проведение НИОКТР (в части методологии, формирования учетной политики и оценки результативности научной и инновационной деятельности); распоряжение правами РФ на объекты интеллектуальной собственности, полученные при бюджетном финансировании |
10. |
Минфин |
выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, банковской деятельности, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей, определения таможенной стоимости |
11. |
ФНС |
налогообложение в сфере нематериальных активов |
12. |
Казначейство |
ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени РФ по итогам размещения заказов; сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета |
13. |
Росстат |
разрабатывает и утверждает официальную статметодологию для проведения федеральных статнаблюдений и формирования официальной статинформации |
14 |
Роскадастр и картографии |
создание и ведение Государственного каталога географических названий, создание и обновление государственных топографических карт |
15. |
Росимущество |
учет, ведение реестра и оценку федерального имущества, включая нематериальные активы |
16. |
Роспечать |
комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий; принимает решения об управлении фондом законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов) |
17. |
Рособрнадзор |
контроль и надзор за деятельностью советов по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук (в части соблюдения интеллектуальных прав) |
18. |
Роскомнадзор |
контроль и надзор в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (в части использования и защиты интеллектуальных прав) |
19. |
МВД |
осуществляет комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений в сфере интеллектуальной собственности. |
20. |
ФТС |
обеспечивает таможенную защиту прав интеллектуальной собственности |
21. |
ФАС |
нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов на поставки товаров, работ и услуг, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства (в части защиты от недобросовестной конкуренции) |
Пресс-служба РНИИИС