Антиконтрафакт-2017

В период с 14 по 16 сентября  2017 года в Республике Кыргызстан, г.Бишкек (Резиденция №1  Президента Республики Кыргызстан)  состоялся Пятый Международный форум «Антиконтрафакт-2017», посвященный проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции и  защиты интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции.

 Организаторами форума выступили  Правительство Республики Кыргызстан, Евразийская экономическая комиссия, Минпромторг России, Международная ассоциация «Антиконтрафакт» при участии и содействии Корпорации  интеллектуальной собственности РНИИИС .

Форум «Антиконтрафакт» стал центральной дискуссионной площадкой в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), где представители министерств и ведомств государств-членов ЕАЭС, главы крупных компаний и организаций, ведущие международные эксперты в этой области, представители науки и общественности обсудили проблемы защиты рынков от незаконного оборота контрафактной промышленной продукции, обеспечения защиты интеллектуальной собственности, а также вступить в конструктивный диалог и выработать совместные решения в целях формирования цивилизованного рынка товаров и услуг.

В рамках форума  проведены два пленарных заседания, 11 секций и три круглых стола, где были рассмотрены вопросы таможенного, технического регулирования, стандартизации  и сертификации, формирования кадрового потенциала, гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере незаконного оборота промышленной продукции, защиты от недобросовестной конкуренции, в т.ч. прав на результаты интеллектуальной деятельности и  потребительского рынка.  В рамках форума также состоялось  заседание Подкомитета по координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при Консультативном комитете по интеллектуальной собственности Евразийской экономической комиссии.

С основными докладами на Форуме выступили Виктор Евтухов – Заместитель председателя Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, Асламбек Аслаханов – Президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт», д.ю.н., профессор; Арзыбек Кожошев - Министр экономики Кыргызской Республики, Андрей Батуркин – Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России,  Николай Кушнарев -директор Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии, Аскар Кишкембаев - Руководитель Секретариата Члена Коллегии (Министра) ЕЭК по экономике и финансовой политике.

 В рамках программной части Форума с докладами на пленарном заседании,  двух секционных заседаниях и круглом столе выступил Владимир Лопатин, генеральный директор Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС, председатель межгосударственного (МТК 550) и национального технического комитета по стандартизации  «Интеллектуальная собственность» ТК481, заведующий базовой кафедрой РНИИИС «Управление интеллектуальной собственностью» РЭУ им. Г.В.Плеханова, доктор юридических наук, профессор.

В своих выступлениях он акцентировал внимание участников Форума  на следующих выводах, которые можно сделать из анализа законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.

Во-первых, между ростом рынка контрафактной продукции и отсутствием рынка интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС и СНГ есть прямая взаимозависимость и взаимообусловленность. В условиях, когда мировой рынок  интеллектуальной собственности в 21 столетии вырос в 4 раза и превышает 15% ВВП, национальные рынки интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС остались на прежнем уровне (менее 1%). При переходе к цифровой экономике доля добавленной стоимости от оборота интеллектуальной собственности в ценообразовании произведенных товаров, работ/услуг и финансов  будет только возрастать, что в свою очередь будет усиливать конкуренцию в этой сфере.  Реализация заявленных стратегических  целей РФ и ЕАЭС  стать мировыми лидерами в отдельных отраслях цифровой экономики (производство и оборот товаров, работ/услуг и финансов с использованием цифровых технологий) предполагает готовность вступить в конкурентную борьбу за такие рынки в качестве продавцов, а не покупателей в нынешнем качестве. Такую конкурентоспособность обеспечивает рынок интеллектуальной собственности при замене  информационных показателей так называемой  экономики знаний (публикации, конференции,  патенты и патентные заявки) на экономические показатели создания добавленной стоимости  при обороте интеллектуальной собственности. Это обеспечивает баланс интересов и инновационную мотивацию отечественных  правообладателей, без участия которых  эффективная защита от контрафакта усилиями только госструктур невозможна.  

Во- вторых, в последнее десятилетие сложилось устойчивое противоречие между патентной монополией на результаты интеллектуальной деятельности и возможностями развития конкуренции на рынках товаров, работ и услуг с использованием таких  объектов патентного права. 

В условиях, когда продается ежегодно не более 1-2 процентов интеллектуальной собственности, охраняемой патентами во всех странах ЕАЭС и СНГ,  отечественные патентообладатели прекращают платить патентные пошлины и патенты после трех лет  прекращают свое действие. Результаты интеллектуальной деятельности, зачастую полученные при бюджетном финансировании, при возможном сроке правовой охраны 20 лет  переходят в режим свободного использования через 2-3 года с момента выдачи патента. Эти нередко пользуются  иностранные кампании, в т.ч. ТНК, которые при небольших доработках вновь патентуют эти технические решения на себя. Каждый второй патентообладатель сегодня в РФ – иностранец,  а по отдельным отраслям и видам технологий эта доля еще выше – до 90%.  При этом  совместные предприятия не создаются, лицензионные договоры с отечественными  производителями  не заключаются, вытесняя тем самым  с национальных рынков отечественные кампании в угоду интересам международным и иностранным ТНК.

По смыслу норм международного права защита от недобросовестной конкуренции должна предусматривать такие слагаемые, как:

  • защита исключительных прав правообладателей со стороны нарушителей и третьих лиц;
  • защита при злоупотреблении правами со стороны правообладателей, в т.ч. неиспользование объектов интеллектуальной собственности;
  • защита от монополии правообладателей в отдельных сферах (здравоохранение – лекарства, медицинские изделия, способы лечения; экологическая безопасность).

Такие  действия отвечают признакам недобросовестной конкуренции и предполагают проведение патентной реформы, в т.ч. для целей антимонопольного регулирования, что особенно важно  в интересах охраны здоровья граждан и общественной  безопасности.

В целях  мониторинга и защиты от недобросовестной конкуренции  предлагается поддержать  инициативу РНИИИС и рекомендовать ввести в практику антимонопольного регулирования и оценки  добросовестности субъектов рынка интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС индекс конкуренции  (соотношение числа патентов и доли патентных продаж).

В-третьих, тема антиконтрафакта на международных рынках  со стороны  отдельных стран, прежде всего США, активно используется в спекулятивных целях, также для продвижения и защиты экономических интересов американских правообладателей и товаропроизводителей. Так называемые ежегодные рейтинги контрафактности, составляемые Международным альянсом интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance, IIPA, США) позволяют комитету США по внешней торговле и госдепартаменту США включать в особые санкционные списки ряд стран ЕАЭС, СНГ и БРИКС и обеспечивать тем самым в рамках недобросовестной конкуренции реализацию своих национальных интересов  в этих странах. Такая практика отвечает официальной стратегии развития США, где угроза конкуренции в сфере интеллектуальной собственности до 2025г. обозначена одним из первых приоритетов, но не может быть поддержана в странах ЕАЭС и СНГ. По данным Международной ассоциации институтов интеллектуальной собственности, единая и прозрачная методология и методики  рейтингования в этой сфере до настоящего времени в мире отсутствует. Поэтому, вместо политики «оправдывания» необходимы  наступательные действия по разработке единой, прозрачной и общепринятой методологии и методик по измерения уровня контрафактности в разных регионах и странах мира. Такая пилотная модель может быть отработана в ЕАЭС.

В – четвертых, антиконтрафакт  - это междисциплинарная тема, что предполагает не только эффективное межведомственное взаимодействие на всех уровнях (региональном , национальном и межгосударственном), но и  определенную корректировку   системы подготовки и принятия решений  в  ЕЭК ЕАЭС в силу существующей автономности министров (членов коллегии) ЕЭК и подчиненных им департаментов.

Результаты анализа практики, сложившейся в 2010-2016 годах в странах Таможенного Союза и ЕАЭС показывает, что ни одна из задач таможенной защиты интеллектуальной собственности эффективно не решена. В условиях единой таможенной территории и единого экономического пространства ЕАЭС наличие национальных реестров в каждом государстве  при разных подходах и процедурах их ведения  и фактическом отсутствии единого реестра создает предпосылки для роста оборота контрафактной продукции  и контрабанды через единую таможенную  границу  в рамках ЕАЭС.  До настоящего времени Единый таможенный реестр  объектов интеллектуальной собственности  (ЕТРОИС)  в странах Таможенного Союза и ЕАЭС так и не сформирован, что усиливает существующие проблемы в этой области. Например, неприменение Республикой Беларусь полномочий по процедуре ex officio при меньшем количестве объектов интеллектуальной собственности, внесенных в ТРОИС Белоруссии (в 20 раз меньше, чем в РФ), создает возможность беспрепятственного ввоза через это государство в ЕАЭС контрафактных товаров с незаконным использованием ОИС, не внесенных в ТРОИС.

В целях снижения объёмов оборота контрафактной продукции через единую таможенную границу ЕАЭС с учетом положительного опыта разработки и принятия в РФ  ГОСТ Р 56826-2015 «Интеллектуальная собственность. Таможенная защита» и  установления единых требований и правил системы управления таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащихся в товарах, перемещаемых в рамках Таможенного Союза через таможенную границу ЕАЭС, а также через национальную таможенную  границу государств - членов СНГ, не являющихся членами ЕАЭС, ввоз / вывоз которых, либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем, влечет нарушение исключительных (имущественных) прав правообладателей в соответствии с таможенным законодательством, целесообразно рекомендовать ЕЭК ЕАЭС и  национальным уполномоченным органам в области таможенного дела  стран ЕАЭС и СНГ рассмотреть и поддержать  принятие  установленным порядком межгосударственного стандарта ГОСТ "Интеллектуальная собственность. Таможенная защита".

Одновременно с этим  целесообразно рассмотреть вопрос о дифференциации подходов к организации защиты в сфере интеллектуальной собственности и противодействия контрафакту с учетом частных и публичных интересов. Частные интересы  иностранных и международных ТНК, товарные  знаки которых составляют сегодня  большинство объектов национальных ТРОИС, должны защищаться на возмездной основе в отличие от сегодняшнего порядка, когда деятельность всех государственных органов  стран ЕАЭС и ЕЭК  направлена  преимущественно на их защиту.  Это расходится с заявленным курсом обеспечения конкурентоспособности отечественных правообладателей и товаропроизводителей и стран ЕАЭС при реализации интеграционного потенциала для последовательного вывода отечественных продукции и технологий на национальные рынки - евразийский  рынок  - международный рынок.

 В заключительной части Пятого Международного форума  «Антиконтрафакт-2017» (г. Бишкек, резиденция Президента Кыргызской Республики, 15 сентября 2017г.)  по инициативе и при содействии Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС был проведен  круглый стол  "Унификация подходов к определению уровня  распространения контрафактных товаров на территории ЕАЭС"(модератор: Владимир Лопатин, генеральный директор Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС, председатель межгосударственного (МТК 550) и национального технического комитета по стандартизации  «Интеллектуальная собственность» ТК481, заведующий базовой кафедрой РНИИИС «Управление интеллектуальной собственностью» РЭУ им. Г.В.Плеханова, доктор юридических наук, профессор).

В работе круглого  стола приняло участие  60   участников Форума от всех пяти стран ЕАЭС, представляющих правительства России и Кыргызстана, правительство Москвы,   органы государственной власти (в области таможенного дела, интеллектуальной собственности, внешнеэкономической деятельности,  статистики, правоохранительные органы),  академии наук, вузы, международные корпорации и  национальные  организации и предприятия.

Перед обсуждением темы был проведен опрос его  участников, по итогам которого единодушно было признано, что известных методик определения уровня контрафактности на любом  (национальном, отраслевом, региональном) уровне не существует и необходима  единые методология  и прозрачные  методики определения уровня контрафактности в РФ и странах ЕАЭС, чтобы в последующем на этой основе можно было принять межгосударственные и международные стандарты.

Актуальность этого вывода определяется также тем, что укрепление региональных связей и союзов в рамках ЕАЭС, СНГ,  БРИКС и ШОС встречает активное и серьезное противодействие, прежде всего, со стороны США, включая:

- продолжение политики санкций в 2014-2017 годах в условиях объявленной политической, информационной и экономической  войны  со стороны США,  ЕС, Канады  и ряда других стран, имеющих целевую направленность на высокотехнологичный сектор экономики в  странах ЕАЭС и СНГ, участвующих в  межгосударственной кооперации, сохранения "серого" и "черного" экспорта отечественных технологий в странах ЕАЭС для сохранения их импортозависимости;

- разработку и навязывание другим странам новых международных правил, в т.ч. в виде  недобросовестной конкуренции под прикрытием борьбы с контрафактом, реализация которых позволяет международным  транснациональным корпорациям сохранять свою монополию и  обеспечивать приоритет их интересов, в т.ч. в мировой торговле в рамках ВТО.

В интересах  предотвращения недобросовестной конкуренции под прикрытием борьбы с контрафактом и формирования нового, более рационального международного экономического порядка необходимы  единые прозрачные  и общепринятые методология и методики измерения уровня контрафактности  в разных странах.

Объективность понимания контрафактности во всех ее проявлениях  может быть основана только на четкой нормативной  классификации правонарушений и определении их исчерпывающих сопоставимых национальных  перечней (гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные правонарушения и преступления) и единого статистического учета в отношении незаконного использования интеллектуальной собственности при обороте товаров, работ, услуг, финансов, а также при обороте исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, получаемые / используемые в рамках НИОКТР, в т.ч. при международном сотрудничестве.

Для объективной оценки ситуации с контрафактом на евразийском  рынке по-прежнему необходима гармонизация законодательства по этим вопросам  и единая  система соответствующих индикаторов и показателей, отражающих уровень легального и нелегального  коммерческого оборота товаров и использования интеллектуальной собственности.

В этих целях, участники Форума  поддержали инициативы белорусской  делегации и межгосударственного комитета по стандартизации "Интеллектуальная собственность" МТК 550 и  рекомендовали Минпромторгу России и  ЕЭК  ЕАЭС

- подготовить "дорожную карту" гармонизации законодательства  стран - членов ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности и противодействия контрафакту;

-   предусмотреть при планировании бюджетных расходов на 2018 год расходы на  НИР по подготовке совместно с Международной Ассоциацией "Антиконтрафакт"  национального и межгосударственного  стандартов определения уровня контрафактности в РФ и странах ЕАЭС, содержащих принципы,  основные критерии и показатели, институты и механизмы измерения уровня контрафактности по видам товаров, работ, услуг в рамках единого экономического  пространства ЕАЭС;  структуру  рейтинга  и органы мониторинга измерения уровня контрафактности как  мощного рычага пресечения недобросовестной конкуренции и обеспечения приоритетного  развития национальных, евразийского и региональных рынков интеллектуальной собственности.

РНИИИС

 

ТК-481

Новости

Мероприятия

 Контакты

115184, Москва, ул. Большая Татарская, 35с3

Тел./факс: +7 (499) 238 40 83

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

2012 Антиконтрафакт-2017 - РНИИИС (Республиканский НИИ интеллектуальной собственности, Россия) Интеллектуальная собственность, авторские права, патенты. © РНИИИС

Яндекс.Метрика

Powered by Joomla 1.7 Templates