IV Юридический форум БРИКС

30 ноября – 1 декабря 2017г. в Москве состоялся IV Юридический  форум стран БРИКС. Форум проводится с 2014 года (Первый  форум - Бразилия,  декабрь  2014 г., Второй - Шанхай (Китай),  октябрь 2015г.; Третий – Индия,  сентябрь 2016г.) и является открытой постоянной платформой для юридического сотрудничества и профессионального обмена опытом и идеями между юристами стран БРИКС, содействия «юридической дипломатии», сближения юридических сообществ стран БРИКС, обмена юридической теорией и практикой, использования права в качестве инструмента экономического сотрудничества и социального развития отдельных стран, упрочения верховенства закона и совершенствования международного права, развития юридической профессии, налаживания всестороннего сотрудничества с международными юридическими институтами.

 Основными целями Форума являются содействие в решении вопросов правового сопровождения экономического сотрудничества, реализации крупных инфраструктурных проектов, а также развитие международных финансовых и правовых институтов, повышение степени независимости национальных экономик от воздействия негативных процессов мирового рынка и попыток третьих стран воспрепятствовать сближению государств БРИКС и проведению ими самостоятельной экономической политики.

Участниками форума являются: Ассоциация юристов России, Бразильская ассоциация адвокатов, Ассоциация адвокатов Индии, Китайское юридическое общество, Восточно-китайский университет политологии и права, Юридическое общество Южной Африки и Университет Кейптауна.

Участников Форума приветствовали Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев,  первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ  Фёдоров Н.В., Генеральный  прокурор РФ  Ю.И. Чайка (Буксман А.Э., первый заместитель).

 

В рамках пленарного заседания «Взаимодействие правовых систем стран БРИКС на пути к справедливому глобальному  правопорядку» выступили:

  • Степашин С.В., председатель Ассоциации юристов России,
  • Луис Тарсизио Текшейра Феррейра (Бразилия), член Национальной комиссии иностранных дел Бразильской ассоциации адвокатов, партнер юридической фирмы Teixeira Ferreira e Serrano Advogados Associados;
  • Чжан Юэцзяо (Китай), директор Академического комитета Сообщества по исследованию права ВТО Китайского юридического сообщества, экс-судья и член Апелляционного органа ВТО;
  • Прашант Кумар (Индия), и.о. президента Ассоциации адвокатов Индии, руководитель Руководящего комитета и комитета по юридическому форуму БРИКС;
  • Дэвид Беккер (ЮАР), адвокат, старший директор Cloete & Neveling Incorporated, Сопредседатель Юридического общества Южной Африки;
  • Цзи Дасинь (Китай), генеральный директор Секретариата Китайского юридического общества.

С основным пленарным докладом выступил Зорькин В.Д., председатель Конституционного Суда РФ, член Президиума Ассоциации юристов России, который отметил, что в рамках реализации доктрины «конституционной идентичности» страны  существует правовая проблема  выбора: признание права как выражения формального равенства в качестве универсального показателя, где идеология индивидуализма не является надлежащей основой  для развития будущего. При этом в социальном и правовом развитии социума преобладают две тенденции:  развитие технологий для развития человека (где существует опасность ограничения воли  и свободы человека) и роботизация, ведущая к негативным социальным  последствиям (потеря работы, социального статуса и др.).  В этой связи, по его мнению, БРИКС видится как «цивилизация права».  

 В рамках пленарной дискуссии были  заданы направления дальнейшей работы на шести отдельных панельных  сессиях форума в целях определения актуальных форм, принципов, а также перспектив правового сотрудничества государств – участников БРИКС.

В частности, вопросы сотрудничества в сфере  интеллектуальной собственности  были рассмотрены в рамках специальной  сессии «Мировой правопорядок в процессе обновления: особенности и перспективы взаимодействия правовых систем БРИКС для определения подходов к нормативному регулированию в условиях формирования цифровой экономики. Защита интеллектуальной собственности» (Модератор: Савенков А.Н., врио директора Института государства и права РАН, член-корреспондент РАН).

 Основными спикерами  в рамках сессии  стали:  

от России: Кирий Л.Л.,  Заместитель руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) // «Роль профильных ведомств в развитии сотрудничества стран БРИКС в сфере интеллектуальной собственности» (с 2012г. дважды в год проходят встречи руководителей патентных ведомств стран БРИКС);

Новосёлова Л.А. председатель Суда по интеллектуальным правам, заведующая кафедрой интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)// «Судебная защита интеллектуальной собственности в России» (за пять практики СИП  выявлены ряд проблем, в т.ч. достоверность информации в госреестрах Роспатента, особенно в отношении Реестра товарных знаков, где,  по ее словам, много «мертвых душ», переход права не регистрируется,  в результате чего, в 30% случаев,  трудно установить реального  правообладателя);

Щур-Труханович Л.В., Заместитель директора Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России (если в США в 2017г. зарегистрировано 1336тыс. юристов, то Россия является лидером  в этой области (по числу  выпускаемых юристов  на 10 тыс. чел. населения; заявления Г. Грефа о грядущем сокращении юристов по опыту Сбербанка, где в результате полуавтоматизации процесса подготовки исков было сокращено 3 тыс. должностей юристов первичного уровня, беспочвенны и не имеют будущего);

Энтин М.Л., профессор кафедры европейского права МГИМО МИД России, д.ю.н.// «Правовые основы стабильного и справедливого многополярного мироустройства»;

Лопатин В.Н., Генеральный директор Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС, заведующий базовой кафедрой РНИИИС «Управление интеллектуальной собственностью» РЭУ им. Г.В.Плеханова, д.ю.н., профессор;

Студнев А.Р., Технический директор компании Izetex// «Блокчейн — эффективный механизм стимулирования экономического сотрудничества в странах БРИКС»;

от Китая:

Луань Синьцзе, профессор международного торгового и экономического права Китайского джилианского университета (Китайский институт метрологии, г. Ханчжоу, Китай)//«Почему сильная стратегия «сверху вниз» ставит реформу, связанную с Соглашением по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) в рамках ВТО перед дилеммой?» и Чэнь Юньдон, профессор юридической школы Юньнаньского университета// «О новациях международного права интеллектуальной собственности в рамках сотрудничества БРИКС»;

от Индии:

Пинки Ананд, Вице-президент Ассоциации адвокатов Индии, Дополнительный генеральный солиситор Индии и Рамасвами Партасараты, Старший партнер Laxmikumaran Sridhar & Co.

В своем  докладе  «Правовые вызовы цифровой экономики и интеллектуальная собственность в обеспечении ее конкурентоспособности»  Владимир Лопатин, остановился  на ряде правовых проблем, которые необходимо решать странам БРИКС в настоящее время.

Во-первых, еще 20 лет назад при исследовании объективных законов информатизации и роли государства в этих процессах  автором в рамках  докторской диссертации установлено, что чем выше уровень организованности социальной системы, тем  больше роль саморегулирования этих систем. Это означает, что в странах БРИКС для обеспечения единообразия в подходах при сближении национальных  правовых систем,  необходимо выделить  области с высоким уровнем саморегулирования (профессиональные кодексы поведения), со средним уровнем (стандарты  как механизмы регулирования «мягкой силы») и с низким уровнем саморегулирования (преобладают в регулировании нормативные правовые акты)

Во-вторых, в условиях нарастающего кризиса дальнейшей глобализации политических, экономических и социальных отношений в мире все большее значение приобретает усиление регионализации таких союзов, включая интеграционные процессы на евразийском направлении  (ШОС,  БРИКС, ЕАЭС, созданный с 2015г. на основе 25-летнего опыта международной региональной  интеграции в рамках СНГ).  Объединение и развитие сотрудничества в рамках региональных союзов, в.т.ч. БРИКС,  имеет целью  обеспечение  конкурентоспособности стран - членов этих союзов. 

Под цифровой экономикой предлагается понимать производство и оборот товаров, работ/услуг и финансов с преимущественным использованием цифровых технологий с высокой добавленной стоимостью  от коммерциализации интеллектуальной  собственности.

При переходе к цифровой экономике доля добавленной стоимости от оборота интеллектуальной собственности в ценообразовании произведенных товаров, работ/услуг и финансов  будет только возрастать, что в свою очередь будет усиливать конкуренцию в этой сфере. 

В рамках заявленного  перехода к цифровой экономике на национальном и евразийском уровнях  при обеспечении ее конкурентоспособности и  лидерства на этих рынках, выбор  определяется  двумя основными путями. Либо мы останемся прежними покупателями программного продукта и ИКТ у зарубежных правообладателей и будем отдавать им средства в виде лицензионных платежей (в т.ч.  бюджетные), сохраняя импортозависимость через эти технологии по всем основным отраслям цифровой экономики (от цифрового производства до электронных денег).  По данным Минкомсвязи РФ,  75% используемых  в России программ для ЭВМ  - иностранное ПО,  объем ежегодных лицензионных платежей  зарубежным производителям ПО -  285 млрд руб. (в т.ч. 30% -госсектор),  в  2016г. - российские госкомпании на закупку инженерного ПО  -  4,2 млрд руб. (из них 83% - иностранное  ПО).

Либо обеспечим реализацию существующего национального  научно-технического задела, созданного в странах ЕАЭС, прежде всего по результатам   фундаментальных исследований, в этой сфере, и сможем выйти на национальный, евразийский, а затем и на международный рынок  как продавцы принципиально  новых цифровых технологий и оборудования шестого технологического уклада  (в 2015г. Правительство РФ поставило задачу  - снизить зависимость РФ от зарубежного ПО на 50%).

В-третьих, значимымресурсом обеспечения конкурентоспособности  является  рынок интеллектуальной собственности.  В условиях, когда мировой рынок  интеллектуальной собственности в 21 столетии вырос в 4 раза и превышает 15% ВВП, национальные рынки интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС остались на прежнем уровне (менее 1%). При этом Китай, который 20 лет назад был в одинаково плохих стартовых условиях с Россией, сегодня является мировым лидером в этой сфере. Изучение опыта Китая и Индии как продавцов на этих рынках предполагает выделение  правовых проблем  в регулировании  при  выборе способа правовой охраны,  коммерциализации  и правовой защите.

В  числе  таких проблем можно выделить:

- решительный отказ от информационных  показателей  так называемой «экономики знаний» (публикации и индексы цитирования (Хирша, Скопус и др.), патенты и патентные заявки ради патентов)  и переход к показателям экономики интеллектуальной собственности (создание добавленной стоимости при обороте интеллектуальной собственности, доля в ценообразовании инновационной продукции, нематериальные активы, вознаграждения авторам РИД и т.п.);

- преобладающий переход на беспатентные способы правовой охраны;

- международное установление правил безопасного использования иностранного ПО (так при использовании иностранного программного обеспечения для разработки отечественных программ для ЭВМ по результатам экспертизы  части открытых  лицензий на программы для ЭВМ, размещенных на сайтах правообладателей программных продуктов, т.н. свободного распространения, и  использованных  на безвозмездной основе исполнителями контрактов, установлено, что в  них содержатся положения, создающие дополнительные риски при использовании указанного программного обеспечения в создании новых ПЭВМ для целей функционирования ИИС. Сравнительно – правовой анализ возмездных лицензионных договоров (по выборке) позволяет также утверждать об их несоответствии  требованиям международного права и национального законодательства в части формы и содержания таких лицензионных договоров);

- определение  методологии и методик измерения уровня контрафакта и принятия национального, межгосударственного и междунароного  стандартов определения уровня контрафактности в РФ, странах ЕАЭС и БРИКС, с учетом опыта деятельности межгосударственного   МТК 550 и национального технического  комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность» ТК481.

В – четвертых,  назрел для разрешения вопрос о дифференциации подходов к организации защиты от недобросовестной конкуренции  в сфере интеллектуальной собственности и противодействия контрафакту с учетом частных и публичных интересов. Это будет правовым ответом на произвол стороны США и ряда других стран по отношению к странам БРИКС, Частные интересы  иностранных и международных ТНК, товарные  знаки которых составляют сегодня  большинство объектов национальных ТРОИС, должны защищаться на возмездной основе в отличие от сегодняшнего порядка, когда деятельность всех государственных органов  стран ЕАЭС  направлена  преимущественно на их защиту.  Такая корректировка будет в большей степени  соответствовать заявленному курсу обеспечения конкурентоспособности отечественных правообладателей и товаропроизводителей РФ и других стран ЕАЭС и БРИКС при реализации интеграционного потенциала для последовательного вывода отечественных продукции и технологий на национальные рынки - евразийский  рынок  - международный рынок.

****

При закрытии Форума главами национальных делегаций стран БРИКС была подписана Московская  Декларация. Очередной V юридический форум пройдет в 2018 г. в ЮАР, в знак чего представителю Африканского континента был вручен переходящий кубок стран БРИКС. 

РНИИИС

 

ТК-481

Новости

Мероприятия

 Контакты

127083, Москва, ул. Юннатов, д. 18

Тел./факс: +7 (495) 369-40-08

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

IV Юридический форум БРИКС - РНИИИС (Республиканский НИИ интеллектуальной собственности, Россия) Интеллектуальная собственность, авторские права, патенты © РНИИИС 2024