Антиконтрафакт - 2018

В период с 19 по 21 ноября 2018 года в Москве состоялся Шестой Международный форум «Антиконтрафакт-2018», посвященный проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе защиты интеллектуальной собственности.

Организаторами форума «Антиконтрафакт-2018» выступили Правительство РФ, Евразийская экономическая комиссия ЕАЭС, Минпромторг России, международная ассоциация «Антиконтрафакт».

 

В рамках форума с участием более 1,5 тыс. человек были  проведены два пленарных заседания, 12 секций и шесть круглых столов, на которых выступили более 120 докладчиков.  В ходе дискуссий и диалога представителей власти и бизнеса были рассмотрены вопросы развития систем маркировки и прослеживаемости товаров на территории государств-членов ЕАЭС, международные практики в обеспечении легальности оборота медицинской продукции, развитие государственного регулирования в сфере производства и оборота строительных материалов какзалог безопасности в строительстве, гармонизация налогового законодательства как инструмент в борьбе с нелегальным оборотом подакцизных товаров на территории государств-членов ЕАЭС, координация действий таможенных и правоохранительных органов государств-членов ЕАЭС, направленных на защиту прав на объекты интеллектуальной собственности, техническое регулирование, совершенствование условий для развития кадрового потенциала в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, будущее Интернет-торговли, безопасность продуктов питания.

В своем  докладе  на пленарном заседании при открытии  Форума  Первый вице-премьер Правительства России и Министр финансов России Антон Силуанов  сообщил о том, что с начала 2018г. выявлено более 14 млн. контрафактной продукции (во всех сферах, включая продовольствие, фармацевтика, табак, алкоголь).Только во время Чемпионата мира по футболу летом 2018г. было изъято 55 тысяч единиц товаров с символикой чемпионата. При этом, принципиальной является заявленная им позиция о  продолжении  введения маркировки различных товаров в ЕАЭС на единых подходах:  «Главное, чтобы наши партнеры по Евразийскому союзу вовлекались в эту работу. Если не будет такой интеграции, либо мы рынки закроем для наших партнеров, либо нам нужно входить в единую систему». А. Силуанов отметил,  что система маркировки товаров через шесть лет должна охватить все отрасли промышленности.  Согласно распоряжению Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 791-р, утвержден перечень 10 товарных групп, которые первыми подлежат обязательной маркировке. В частности, срок введения маркировки табачной продукции – 1 марта 2019, для обуви – 1 июля 2019, для остальных групп товаров – 1 декабря 2019. Пилотный проект по маркировке лекарств начался 1 февраля 2017 в информационной системе, разработанной ФНС России. С 1 ноября 2018 года данная система переходит от ФНС в Национальную систему маркировки. Пилотный проект продлится с 31 декабря 2018 года по 31 декабря 2019 года[1].

Министр промышленности и торговли РФ, Председатель   Государственной комиссии РФ по противодействию незаконному обороту промышленной продукции  Денис Мантуров в своем выступлении отметил снижение уровня незаконного  оборота продукции в ряде отраслей экономики. «За время своего существования Госкомиссия одобрила 12 законопроектов, нацеленных на снижение фальсификата в стране. За три года работы Госкомиссии доля контрафактной продукции в реализации продукции отрасли легкой промышленности снизилась на 10% — это 400 млрд рублей». 

По данным Минпромторга России, в 2015 году в розничном товарообороте продукции легпрома незаконный оборот составлял 31,1% (1,1 триллиона рублей), в 2016 году - 25,6% (900 млрд. рублей), в 2017 году - 20,7% (725 млрд.рублей), т.е. за 3 года произошло снижение на 10 процентов.  В 2018г. доля контрафакта на рынке табака — около 8%, минеральной воды — 20-25% (достигает 60% по отдельным товарам), молочной продукции — до 25%, лекарств — 2-3% (по некоторым данным достигает 10%), парфюмерии — 20%, в легкой промышленности — 35%. Такой объем контрафакта наносит колоссальный ущерб экономике страны, легальному бизнесу и здоровью населения.

В работу Госкомиссии гармонично вписывается деятельность Роскачества – системы, которая регулярно проводит исследования по соответствию российских товаров стандартам качества. "Спрос на некачественную, но дешевую продукцию можно значительно снизить, изменив представление потребителя о качественных российских товарах. Роскачество за время своего существования проверило более 4 тыс. наименований, и интерес россиян к продукции, отмеченной знаком качества, растет,"- подчеркнул Министр.

Кроме того,  в рамках пленарного  заседания выступили Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, советник Президента России Сергей Глазьев и др.  

В рамках специализированной секции  Форума  «Противодействие незаконному использованию объектов интеллектуальной собственности в условиях развития цифровой коммерции. Развитие сотрудничества государственных органов и бизнеса – залог эффективной правоприменительной практики»  модераторами выступили Асламбек АслахановПрезидент Международной ассоциации «Антиконтрафакт», доктор юридических наук, профессор и директор Департамента развития предпринимательской деятельности  ЕЭК ЕАЭС  Галия Джолдыбаева.

Она проинформировала участников заседания, что до конца 2018г. планируется подписание Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС. "Договор, - по ее оценке, -  позволит ввести простые, недорогие процедуры, которые обеспечат эффективную  защиту правообладателей на территории ЕАЭС от недобросовестных конкурентов, повысит инвестиционную привлекательность союзного рынка»[2]. Документ упростит и ускорит процедуру регистрации  товарных знаков, а также устранит избыточные административные барьеры.  Таможенный кодекс ЕАЭС, который вступил в силу в начале 2018 года, предусматривает ведение  единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности и  защиту прав на включенные в него объекты. Регламент ведения единого таможенного реестра утвержден в марте 2018г.  и вести единый реестр будет Комиссия .  Правообладателям достаточно будет  подать одно заявление для получения защиты от ввоза контрафакта всеми  таможенными органами государств Союза. Срок включения в единый  таможенный реестр составит 36 рабочих дней, плата за это не будет взиматься. "Сейчас  идет создание программных продуктов, которые  обеспечат этот процесс, в том числе взаимодействие с правообладателями  и таможенными органами в электронном виде», – сообщила представитель ЕЭК.

В своем выступлении Даниил Терещенкозаместитель начальника управления организации предоставления государственных услуг Федеральной службы по интеллектуальной собственности, остановился на вопросах обновления законодательства и совершенствовании механизмов правовой защиты от пиратского контента в онлайн-среде.  «По мнению ВОИС, нужна единая база данных, которая  должна содержать сводный список веб-сайтов, который будет формироваться из сведений, предоставленных национальными ведомствами. Так в Роспатент поступает информация, которая предполагает создать глобальную базу данных пиратских сайтов. Но, при этом, ведомство может закрывать свои данные для конкретных пользователей», — отметил эксперт.

Артем Соколовпрезидент Ассоциации компаний Интернет-торговли  остановился в своем выступлении  на необходимости  ужесточения мер по контролю продажи контрафактной продукции через Интернет в России. По его оценке, "хорошо реагируют на запреты только хостинг-провайдеры, но они удовлетворяют примерно половину таких просьб".

Наталья Золотых—вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», генеральный директор компании патентных поверенных «Транстехнология», председатель Общественного совета Роспатента отметила в своем выступлении, что  Россия в целом ряде направлений является лидером, но отстает относительно таких средств охраны как товарные знаки, и очень сильно отстает в отношении объектов авторского права. "Мы должны признать, что есть этот перекос, который должен быть устранен», - акцентировала она внимание участников. Кроме того, по ее словам, имеет место недостаточное взаимодействие  различных российских  органов госвласти при их узкопрофильной  специализации по вопросам интеллектуальной собственности.

В своем выступлении Анна Сысоевасоветник отдела специальных вопросов торгового регулирования Департамента торговой политики ЕЭК ЕАЭС рассказала об опыте борьбы с ввозом контрафактной продукции, где главную роль должны играть таможенные органы. Например, по соглашению с Вьетнамом, действует  положение, которое обязывает стороны установить определенные процедуры, позволяющие правообладателю, у которого есть подозрения в правонарушении, подать заявление в таможенные органы ЕАЭС  и Вьетнама с требованием принять  меры по таможенной защите своих прав. Если после ситуация не изменится, то правообладатель может обратиться в органы, администрирующие  данное соглашение.

Центральной темой своего выступления Владимир Лопатингенеральный директор Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС, председатель национального  (ТК481) и межгосударственного технического комитета по стандартизации "Интеллектуальная собственность"(МТК 550) сделал анализ  причин невыполнения ранее принятых рекомендаций и решений по противодействию   контрафакту в России и ЕАЭС. 

Во-первых, по прежнему, начиная с Первого  Форума, его организаторы и участники  зачастую не различают и не разделяют в противодействии незаконному обороту промышленной  продукции  особенности, связанные с  принципиальными различиями  между некачественной продукцией, фальсифицированной продукцией и контрафактной продукцией. О методологии  организации такой работы РНИИИС ранее были подготовлены и сделаны специальные доклады, в т.ч. на IV Международном форуме "Антиконтрафакт" в г. Ереване (Армения).

 В этой связи, представляется весьма проблематичным использование маркировки, эффективной для борьбы с фальсификатом, в качестве основного инструмента противодействия контрафакту.  Объяснение кроется  в отсутствии экономики  интеллектуальной собственности, когда в производственной цепочке создания и реализации  промышленной продукции в абсолютном большинстве случаев  отсутствуют механизмы  создания  добавленной стоимости от легального оборота интеллектуальной собственности в конечной цене этой продукции. Если для аудиовизуальной продукции,  где представлены, в основном интересы  частного бизнеса, эта цепочка  как-то работает, то для научно-технической и промышленной продукции  указанная схема не работает. Отсюда не выплачиваются авторские вознаграждения, роялти - правообладателям  и не возвращаются средства инвесторам. То есть ключевой вопрос обеспечения баланса интересов этой "триады"  и мотивации  ее участников на  активное противодействие контрафакту в этой  модели во всех  странах ЕАЭС  пока практически не решен. Без активного участия же правообладателя в этом процессе надеяться только на усилия государства, в т.ч. через контрольные и карательные меры -  означает согласиться с имитацией этой борьбы.

Во- вторых, для объективной оценки ситуации с контрафактом на евразийском  рынке по-прежнему необходима гармонизация законодательства по этим вопросам  и единая  система соответствующих индикаторов и показателей, отражающих уровень легального и нелегального  коммерческого оборота товаров с использованием интеллектуальной собственности. На Х Международном форуме "Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности" (апрель 2018г.), проводимом  под эгидой ООН, где соорганизаторами выступают Исполком СНГ и ЕЭК ЕАЭС, его участниками в итоговом документе было рекомендовано Коллегии Евразийской экономической комиссии ЕАЭС подготовить "дорожную карту" гармонизации законодательства  стран - членов ЕАЭС в сфере защиты интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции  и противодействия контрафакту. Кроме того, в условиях сохраняющихся противоречий  национальных законодательств в сфере интеллектуальной собственности нормотворчество Евразийской комиссии, к сожалению, усиливает эти противоречия вместо того, чтобы их снимать.

По результатам анализа нормативных документов о полномочиях министров (членов коллегии) ЕЭК, департаментов ЕЭК и консультативных комитетов ЕЭК, можно сделать вывод, что сложившая система выработки, принятия и реализации решений в рамках ЕЭК, с учетом особенностей статуса Председателя коллегии ЕЭК и «относительной независимости» членов этой коллегии, также содержит опасности узкоотраслевого подхода в решении комплексных проблем и требует совершенствования. При этом обилие нормативных актов только в цифровой экономике (их под сотню), принятых решений в рамках Евразийской экономической комиссии компенсируется их непониманием, незнанием и неисполнением на национальном уровне в странах Евразийского экономического союза, где соответствующие ведомства заняты своим нормотворчеством. Это очень большая проблема для всех наших стран, потому что мы объединялись не для того, чтобы создавать бюрократический аппарат новых международных чиновников. Мы объединялись для того, чтобы повысить конкурентоспособность наших экономик и  наших стран.  В этой связи  тогда же был  предложен достаточно интересный алгоритм решения этой проблемы. Необходимо пересмотреть, доработать минимальный стандарт, который будет обязательным с точки зрения императивного права Евразийского экономического  союза, в виде 26-го приложения к Договору о Евразийском экономическом союзе, которое посвящено интеллектуальной собственности, а те сохраняющиеся противоречия, которые останутся при этом, должны быть урегулированы механизмом "мягкой силы" в виде межгосударственных стандартов, учитывая потенциал МТК 550.

В- третьих, несмотря на относительные успехи в противодействии контрафакту  в России, о чем шла речь и на этом Форуме (снижение  от  10% за три года для  продукции легкой промышленности до 50% - при производстве цемента), по данным международных рейтингов, за которыми стоят США, Россия, по-прежнему, в начале "списка" стран с наихудшими показателями.  Очевидно, что за такими рейтингами давно стоят экономические интересы  транснациональных корпораций и иностранных кампаний, которые используют как механизмы недобросовестной конкуренции.

В Бишкеке (Киргизия)  в рамках V Международного форума «Антиконтрафакт-2017»  на специальной сессии его участниками была подтвержден  актуальность вывода Международной Ассоциации институтов интеллектуальной собственности (МАИИС), что в интересах предотвращения недобросовестной конкуренции под прикрытием борьбы с контрафактом и формирования нового, более рационального международного экономического порядка необходимы  единые прозрачные  и общепринятые  методология и методики измерения уровня контрафактности  в разных странах.

Объективность понимания  контрафактности и недобросовестной конкуренции во всех ее проявлениях  может быть основана только на четкой нормативной  классификации правонарушений и определении их исчерпывающих сопоставимых национальных  перечней (гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные правонарушения и преступления) и единого статистического учета в отношении незаконного использования интеллектуальной собственности при обороте товаров, работ, услуг, финансов, а также при обороте исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, получаемые / используемые в рамках НИОКТР, в т.ч. при международном сотрудничестве.

В этих целях было рекомендовано предусмотреть при планировании бюджетных расходов на 2018-2019 годы расходы на  НИР по подготовке национального и межгосударственного  стандартов определения уровня контрафактности в РФ и странах ЕАЭС, содержащих принципы,  основные критерии и показатели, институты и механизмы измерения уровня контрафактности по видам товаров, работ, услуг в рамках единого экономического  пространства ЕАЭС;  структуру  рейтинга  и органы мониторинга измерения уровня контрафактности как  мощного рычага пресечения недобросовестной конкуренции и обеспечения приоритетного  развития национальных, евразийского и региональных рынков интеллектуальной собственности. В конце выступления, В.Лопатин призвал перейти от "оправданий"в рамках обороны  к практическим шагам в стратегии наступления. "Убежден, что оправдываться хватит. Надо разработать прозрачную методику в виде государственного и межгосударственного стандартов по измерению уровня контрафактности, после чего можно выйти на международный уровень и тогда уже применять международные стандарты по борьбе с контрафактом".

Подвел итоги работы  сессии Асламбек Аслахановпрезидент Международной ассоциации «Антиконтрафакт»«Сколько бы мы так красиво не проводили мероприятия, но если нет тех, кто борется с этими видами преступлений, нет инструмента, который бы эффективно действовал на принятие решения, то у нас дела не будет. ...Но я думаю, что, рано или поздно, изменения будут, и каждый из нас может в этом поучаствовать».

По итогам обсуждения  центральной темы о маркировке товаров участники Форума рекомендовали  ЕЭК совместно с государствами-членами Союза продолжить работу по созданию и развитию национальных систем маркировки товаров и наднациональной системы в рамках ЕАЭС, а также ускорить внутригосударственные процедуры по ратификации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе. При этом участники форума призвали страны Союза создать эффективный механизмы   общественного контроля в целях обеспечения возможности покупателей реализовать свои потребительские права на территории стран ЕАЭС.

 



[1] http://www.ripi-test.ru/novosti/8060-antikontrafakt-2018-itozhim-chto-mnozhim

[2] https://forum-antikontrafact.ru/news/155-dogovor-o-tovarnykh-znakakh-eaes.html

 

РНИИИС

 

ТК-481

Новости

Мероприятия

 Контакты

127083, Москва, ул. Юннатов, д. 18

Тел./факс: +7 (495) 369-40-08

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Антиконтрафакт - 2018 - РНИИИС (Республиканский НИИ интеллектуальной собственности, Россия) Интеллектуальная собственность, авторские права, патенты © РНИИИС 2024