Заседание Ученого совета РНИИИС в Магадане

07.08.2012 

Приоритеты инновационного развития через рынок интеллектуальной собственности  Сибири и Дальнего Востока

    6 августа 2012г. в преддверии саммита АТЭС  во Владивостоке (сентябрь 2012г.) в г. Магадане состоялось расширенное  выездное заседание Наблюдательного и  Ученого совета РНИИИС с участием губернатора и администрации Магаданской области, руководителей и представителей федеральных и региональных органов государственной власти (в т.ч. Минэкономразвития России, ФТС России, Генеральной прокуратуры России), институтов РАН, вузов, предприятий  и организаций регионов Дальнего Востока, средств массовой информации.

     В приветственном слове Дудов Н.Н. - губернатор Магаданской области, кандидат экономических наук отметил, что реализация инновационного сценария стратегии социально-экономического развития Магаданской области, несмотря на определенные трудности, постепенно продвигается вперед, формируя модули инновационной инфраструктуры, реализуя механизмы, позволяющие достигнуть намеченных результатов в инновационной деятельности и модернизации отраслей региональной экономики. Магаданская область по итогам 2011г. занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе по количеству инновационных организаций (38)  и объему инновационных товаров (работ, услуг) – 2,4 млрд. рублей. Уровень инновационной активности в Магаданской области в 2011 году  возрос и составил 34%.  В то же время, существуют серьезные проблемы подготовки и реализации программы перехода от ОЭЗ торгового типа к  комплексной модели ОЭЗ в Магаданской области (с преимущественным использованием элементов ОЭЗ  технико-внедренческого и промышленно-производственного типа), от решения которых напрямую зависит запуск новых производств перерабатывающей промышленности, создание рабочих мест,  привлечение дополнительных инвестиций, обеспечение соответствующего уровня жизни для населения Магаданской области и снижение оттока трудоспособного населения. Это особенно важно в условиях наличия огромного потенциала недр региона и близости к странам АТР, проявляющим интерес к перспективным для освоения территориям. С поиском подходов и механизмов решения этих проблем  Администрация области связывает проведение выездного заседания  Ученого совета РНИИИС.  Аналогичные пожелания к участникам заседания высказал в своем приветствии и губернатор Амурской области Кожемяко О.Н.

    Основным пунктом повестки дня стал вопрос «О приоритетах инновационного развития через рынок интеллектуальной собственности  регионов Сибири и Дальнего Востока», по которому представили основные доклады Сергиенко В.И. – Председатель Дальневосточного отделения РАН, академик РАН; Лопатин В.Н.- директор РНИИИС, доктор юридических наук,  профессор и Фаткулин А.А. – проректор по науке и инновациям Дальневосточного федерального университета, доктор технических наук, профессор.  

    Живой интерес участников вызвала информация, что из 4,5 млрд. рублей, выделенных на науку в ДВО РАН в 2011г.  на решение острейших проблем, определяющих инновационное развитие  Магаданской области, средств почему-то не осталось.  В связи с этим было рекомендовано при планировании научных исследований и НИОКР ДВО РАН предусмотреть в 2013 году разработку инновационных технологий  по созданию и производству в Магаданской области энергоемкой, наукоемкой, но малообъемной конкурентоспособной продукции с использованием природных ресурсов региона, потенциала отраслевой и вузовской науки  и возможностей ОЭЗ для ее реализации на рынках АТР. 

    Аналогичная рекомендация была высказана в адрес руководства Дальневосточного федерального университета, где из 5 млрд. рублей по программе развития университета ежегодно осваивается  только до 30% выделяемых средств, но при этом  использование потенциала других регионов  Дальнего Востока, в т.ч. Магаданской области  практически не происходит.

    По итогам обсуждения (выступило 9 человек) был одобрен итоговый документ - рекомендации по вопросам развития международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности  к саммиту АТЭС в сентябре 2012 г.  Этот документ направлен в Совет Безопасности Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Министерство по развитию Дальнего Востока, Минэкономразвития России и Минрегионразвития России, ФТС России, Генеральную прокуратуру России, главам субъектов РФ в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах  для учета и использования в работе при формировании и реализации государственной политики инновационного развития через рынок интеллектуальной собственности  регионов Сибири и Дальнего Востока, а также организации  эффективного международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности  в АТЭС (публикуется ниже).  

Также была одобрена  программа  первоочередных мер в рамках реализации

    Соглашения о сотрудничестве между Магаданской областью и РНИИИС в сфере реформирования торговой ОЭЗ в Магаданской области в  ОЭЗ комплексного типа (2012-2014 годы) (с преимущественным использованием элементов ОЭЗ  технико-внедренческого и промышленно-производственного типа), которая 8 августа 2012г. была подписана губернатором области Дудовым Н.Н. и директором РНИИИС Лопатиным В.Н.   и обсуждена на заседании правительства области.

    По итогам обсуждения вопроса «Проблемы управления интеллектуальной собственностью в ОЭЗ» (с докладами выступили Лопатин В.Н.  и Голобокова Г.М. -  начальник управления по инновационной политике аппарата Администрации Магаданской области, доктор экономических наук, профессор)  участники заседания:

- одобрили проект концепции национального стандарта по управлению интеллектуальной собственностью в условиях деятельности Особой экономической зоны,  подготовленный в соответствии с планом работы ТК-481 на 2012 год и Планом НИР РНИИИС на 2012г.;

- поддержали инициативу Администрации  Магаданской области по заключению госконтракта на разработку проекта национального стандарта по управлению интеллектуальной собственностью в условиях деятельности Особой экономической зоны и рекомендовали Минэкономразвития России (департамент ОЭЗ и проектного финансирования) с оказать содействие в привлечении  к софинансированию в 2012г. разработки проекта данного национального стандарта других ОЭЗ, прежде всего,  технико-внедренческого и промышленно-производственного типа;

- одобрили примерную форму мониторинга деятельности субъектов ОЭЗ в сфере интеллектуальной собственности и рекомендовали Администрации ОЭЗ в Магаданской области совместно с Северо-восточным Центром интеллектуальной  собственности Корпорации РНИИИС проведение такого мониторинга на предприятиях ОЭЗ в Магаданской области  в 2012г.

     При обсуждении проблем защиты интеллектуальной собственности в рамках  Таможенного союза, единого экономического пространства  и ВТО с   основными докладами выступили  Белов Д.В. - главный государственный таможенный инспектор Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля  Федеральной таможенной службы и Конош Д.А. – заместитель Дальневосточного транспортного прокурора.

     В связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза для правообладателей произошли опредленные изменения:  снижен максимальный срок защиты интеллектуальных прав с 5 до 2 лет, хотя сохраняется возможность его продления неограниченное количество раз в пределах срока их правовой охраны; снижена сумма обеспечения обязательства о возмещении имущественного вреда импортерам с 500 тысяч рублей до 300 тысяч рублей при регистрации в российском таможенном реестре, а  при включении в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Таможенного союза установлен объем обеспечения обязательства в 10 тысяч евро.

     При этом единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности в настоящий момент на практике еще не создан, из-за отсутствия единого рынка страховых услуг без которого выгоднее осуществлять регистрацию ОИС в национальном таможенном реестре; не сформировано единая база данных по объектам интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза, требуют решения различные организационные и кадровые вопросы.

     В перспективе потребуется решать значительное количество вопросов, среди которых формирование наднациональной судебной практики, развитие четко функционирующего института наднациональных судебных органов, которые могли бы разрешать споры хозяйствующих субъектов государств – членов таможенного союза (например, принцип ex-officio могут применять только российские и казахстанские таможенники, белорусские таможенные органы не обладают такими полномочиями и в ближайшее время не будут). Более широкие полномочия, (связанные с привлечением к административной ответственности, возбуждения соответствующих дел, наложения исключительных мер в виде ареста либо изъятия товара, и проведения административных расследований) –   в установленной сфере деятельности имеются только у российских таможенников (с февраля текущего года право на возбуждение административных дел получили также таможенники Казахстана). На 01 августа 2012г. в таможенном реестре зарегистрировано более 2450 (Казахстан – более 215 ОИС, Беларусь – 60 ОИС) объектов интеллектуальной собственности. Подавляющая часть – это товарные знаки. 

     В 2011 году таможенные органы выявили 9,3 млн. единиц контрафактной продукции, в первом полугодии 2012 г. – 9,9 млн. единиц. По аналитическим данным ФТС России в 2011 году таможенными органами предотвращен ущерб правообладателям, в связи с перемещением товаров, обладающих признаками контрафактных, на сумму 1,7 млрд. рублей. За период 2007-2012 гг. таможенными органами выявили около 52 млн. единиц контрафакта. Предметами правонарушений чаще всего являются одежда, обувь, алкоголь, лекарства, аудио, видео, бытовая техника, средства связи и аксессуары к ним, а также игрушки. В 2011 году таможенные органы возбудили 1083 административных дел, подавляющее большинство из них (1053) дела – по ст. 14.10 КоАП России (незаконное использование товарного знака). В первом полугодии 2012 года таможенными органами возбуждено более 500 (498) дел по статье 14.10 КоАП России, 2 административных дела по статье 7.12 КоАП

     В области первичного контроля в сфере защиты интеллектуальной собственности в 2011 году через таможенные органы Дальневосточного региона было перемещено более 43,5 млн. тонн товаров, в 1 полугодии 2012 года – более 19,9 млн. тонн, при этом число перемещённых контрафактоёмких товаров составило более 698 тыс. тонн, а в 1 полугодии 2012 года – более 385 тыс. тонн. По сложившейся практике Таможенного союза контрафактоёмкими (характеризующимися высокой степенью вероятности подделки) являются одежда, обувь, парфюмерия и косметика, игрушки, запасные части к автотранспортным средствам, велосипеды, батарейки и аккумуляторы, оборудование электроосветительное и сигнализационное, сотовые телефоны, тара и упаковка, очки, продукты питания, укупорочные средства из металлов и пластмасс, медицинские изделия и материалы, строительные изделия и материалы.

      В 2011 году в результате принятия комплекса мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами региона выявлено более 4 млн. единиц товаров с признаками контрафактности, из которых более 1,3 млн. признаны контрафактными. Возбуждено 230 дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 7.12 и 14.10 КоАП РФ, приняты решения о привлечении к ответственности по 137 делам об административных правонарушениях данной категории, назначено наказаний в виде штрафа на общую сумму более 88 млн. рублей.

      В 1 полугодии 2012 года выявлено более 853 тыс. единиц товаров с признаками контрафактности, из которых более 347 тыс. единиц продукции признано контрафактными; возбуждено 90 дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.10 КоАП РФ, приняты решения о привлечении к ответственности по 38 делам об административных правонарушениях данной категории, назначено наказаний в виде штрафа на общую сумму более 1,7 млн. рублей.

     Однако, следственная и судебная практика по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 180 УК РФ, в Дальневосточном транспортном регионе незначительна, как и в целом по России. Причинами этого являются проблемы установления лиц, непосредственно организовавших незаконное использование товарных знаков, а также доказывания их вины в форме прямого умысла. Кроме того, имеются случаи завышения правообладателями суммы ущерба на стадии возбуждения подобных уголовных дел или их бездействия по защите своих интересов, что в последующем ведет к их прекращению ввиду отсутствия крупного ущерба определенного законом в 1,5 млн. рублей, вследствие того, что при производстве экспертиз в ходе расследования суммы ущерба снижаются.

     При значительном объёме выполняемой таможенными органами работы, направленной на защиту интеллектуальной собственности, результаты незначительны по причине бездействия лиц, чьи права на объекты интеллектуальной собственности защищаются таможенными органами. Наибольшее количество случаев бездействия пришлось на правообладателей товарных знаков «SKI-DOO», «YAMAHA», «BMW», «GATES», «LOCTITE», «NISSAN», «GM», «MERCEDES-BENZ», «SEA-DOO».

По итогам обсуждения в своем решении участники:

- рекомендовали в целях гармонизации законодательной базы, закрепления единых с международной практикой норм и мер инновационного развития, разработать механизмы разрешения правовых проблем в сфере правового регулирования борьбы с контрафактом, таможенной защиты  исключительных прав правообладателей стран АТЭС;

 признали необходимым расширение перечня объектов интеллектуальной собственности  в таможенном реестре по признаку контрафактности  и отмену  денежного залога  его обеспечения со стороны правообладателей;

-  признали актуальным создание международного комитета   по стандартизации  в сфере  интеллектуальной собственности  (с юрисдикцией на первом этапе -  для стран ЕврАзЭС и  Таможенного союза, далее АТЭС), используя опыт деятельности национального технического комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность» (ТК-481);

- повторно  рекомендовали Федеральной таможенной службе рассмотреть возможность участия в ТК-481 и признали целесообразным подготовку и принятие международного  стандарта «Интеллектуальная собственность. Таможенная защита». В этих целях было рекомендовано Таможенной Комиссии Таможенного союза  и Евразийской экономической комиссии  ЕврАзЭС  включить разработку данного стандарта в число приоритетных, а Генеральной прокуратуре РФ обобщить практику  деятельности органов  прокуратуры  по обеспечению законности в сфере защиты интеллектуальной собственности, в т.ч. при международном сотрудничестве в рамках таможенной защиты.

Подробный обзор материалов  заседания, основные доклады и принятые решения будут опубликованы в ближайшем  номере журнала «Право интеллектуальной собственности». 

РНИИИС

 

ТК-481

Новости

Мероприятия

 Контакты

127083, Москва, ул. Юннатов, д. 18

Тел./факс: +7 (495) 369-40-08

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Заседание Ученого совета РНИИИС в Магадане - РНИИИС (Республиканский НИИ интеллектуальной собственности, Россия) Интеллектуальная собственность, авторские права, патенты © РНИИИС 2024