В авиапроме будет первый в стране отраслевой рынок интеллектуальной собственности

С 14 по 15 апреля в Жуковском пройдет 3-й Съезд авиапроизводителей России

Важное для всего авиационного сообщества и для нашего города событие — Съезд авиапроизводителей России - может стать знаковым и для самой отрасли. Научный руководитель Республиканского НИИ интеллектуальной собственности и генеральный директор Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС , доктор юридических наук, профессор Владимир Лопатин участвовал в работе прошлого Съезда и является руководителем одного из пяти круглых столов III Съезда. В его преддверии Владимир Николаевич ответил на вопросы корреспондента ЖВ.

 — Что такое «интеллектуальная собственность» (ИС), и в чем ее значимость для будущего развития российской промышленности, и авиапрома в том числе?

— Если говорить в целом, то ИС — это индикатор, мерило экономической ценности того творчества, которым занимается человечество во всех отраслях, от культуры до науки и техники. ИС — это некий экономический показатель ценности того, что создал человек, и в этой части, вопрос имеет свою историю. Россия всегда была и остается страной гениальных людей. Например, Александр Можайский, офицер российского флота и известный русский ученый, построил первый в мире летательный аппарат в 19 веке за 20 лет до самолета братьев Райт (в 1903 г.). Другой пример, за рубежом Маркони считается первым изобретателем радио — 1895 г., но за год до этого русский изобретатель Александр Попов сделал первый приемник. Электролампами А.Лодыгина и П. Яблочкова освещались столицы всех европейских стран, но приоритет отдали Т. Эдисону, который повторил этот опыт спустя десятилетие и получил патент в 1880г. В итоге русский ученый получает в 1874г. Ломоносовскую премию РАН, а западные страны развивают до мирового уровня новые отрасли промышленности, продукцию которых Россия уже вынуждена покупать. Это участь российского изобретателя и ученого — быть первопроходцем в научно-технических достижениях, но не иметь промышленной применимости и экономических доходов от использования своих достижений.

Сегодня в научные исследования, в развитие научно-технической мысли Россия ежегодно вкладывает 700 млрд. руб., - это восьмое место в мире. Мы лидируем по числу ученых, работающих в различных сферах исследований, а по числу патентных заявок и патентов у нас 6-7 место в мире. Можно было бы радоваться, но если посмотреть, как это реализуется в цепочке от получения новых знаний и до превращения их в результаты, в опытные образцы и серийное производство продукции, то становится грустно. Автор, изобретатель, стараниями которого появляются новые технологии, новые решения, в этой цепочке совсем не участвует. Он не заинтересован, потому что ИС сегодня сводится к формальному получению патентов, а поскольку коммерциализации и продажи патентов нет, то нет и дохода правообладателю и выплат изобретателю, который не заинтересован в улучшении своей технологии, потому что не получает за это вознаграждения. А правообладатель, в лице вуза, НИИ или КБ, тоже не заинтересован в усовершенствовании этой технологии, потому что не получает за это роялти (вид лицензионного вознаграждения за использование объектов ИС). Сложилась порочная практика, когда происходит освоение бюджетных денег с получением неких результатов, которыми отчитываются за закрытие контрактов в виде патентов. Их потом кладут на полку, они, как правило, не участвуют в инновационном процессе, не ис- пользуются и за них не получается вознаграждение. Правообладателю не выгодно платить за эти патенты. Первый год не платят — патент приостанавливается, три года не платят — патент прекращает свое действие, а как правило, за рубежом мы не патентуем. В результате, обнародовав свое техническое решение, и через три года прекратив его правовую охрану в России, а за рубежом ее не охраняли, мы даем возможность любому лицу бесплатно, без получения согласия со стороны авторов и правообладателей, использовать то, во что были вложены миллиарды бюджетных денег.

Вот свежий пример, недавно я прилетел из Красноярска, где мы подписали с правительством края соглашение о стратегическом инновационном сотрудничестве. В городе работает аэрокосмический университет, который в этом году включили в число опорных вузов России. Но нам представилась печальная картина с охраной результатов научно-технической мысли и коммерциализацией прав на них. При большом числе ученых и значительных деньгах на исследования этот вуз ежегодно получает 14-15 патентов. Срок действия патента 20 лет, и за последние 15-20 лет получено около 300 патентов, из которых сегодня действует только 30. Т.е. университет имеет достижения, которые можно было использовать в инновационной цепочке, но авторы в них не заинтересованы, их правовая охрана прекращается — и бери, кто хочет. Кроме того, в университете прекрасные программисты, которые сегодня разработали более 250 программ для ЭВМ, официально зарегистрированных в Роспатенте. При этом, секретов производства, ноу-хау, в этих программах университетом не зарегистрировано, хотя они есть. Известно, что программа для ЭВМ охраняется как объект авторского права, как литературное произведение, как форма. А самое важное в программе, ее содержание - алгоритм, как выяснилось, не охраняется. В результате, в этом вузе практикуется «дырявая» учетная политика, когда ценное не охраняется, а значит не может оцениваться и использоваться как актив при привлечении инвестиций в инновации. Это пример того порочного круга, к которому ведет сегодня подобная губительная для страны политика, когда имея лидирующие позиции по расходам, по числу ученых и даже по числу патентов, мы имеем 0,3% отдачи от этой ИС в создании валового внутреннего продукта. То есть, при такой извращенной "экономике знаний" нет экономики интеллектуальной собственности, а значит инновации превращаются в имитации.

— Почему пионером в создании первого в стране отраслевого рынка ИС стал авиапром?

— Корпорация РНИИИС предложила выбрать авиапром из 17 отраслей промышленности страны потому, что эта отрасль является наиболее конкурентоспособной по своему историческому заделу. Ведь еще 20 лет назад основными самолетами в российских авиакомпаниях были отечественные самолеты, а военные самолеты России до сих пор занимают лидирующие позиции в мире. Отечественная мысль в авиастроении жива и жить будет, но чтобы ей быть конкурентоспособной, нужно иметь экономические, правовые и организационные регуляторы, которые помогут создавать ИС, включать ее в оборот, сделают заинтересованными и авторов, изобретателей, работающих в НИИ и КБ, и предприятия, корпорации.

Наряду с историей вопроса есть экономические предпосылки такого выбора, например, федеральная целевая программа (ФЦП) развития гражданской авиации до 2015 г. имеласамую большую долю на НИОКР из всех ФЦП развития других отраслей. Потому в авиапроме был сделан огромный задел в разработку новых достижений и прорывных технологий. Например, по композитным материалам, или разработанная на АВИАСТАРе первая отечественная цифровая технология организации авиапроизводства, которая может заменить технологию СИМЕНСа. Но беда в том, что мы не умеем в массовом масштабе организовывать процесс формирования экономики ИС.

Другой предпосылкой являются истории успеха, которые мы имеем за 10 лет работы со всеми отраслями на разных стадиях инновационной цепочки: НИИ, КБ — завод, предприятие — отдельные корпорации.

В качестве примера, история одного из предприятий авиапрома, которое стало получать доходы от использования ИС там, где никогда доходов не имело. Это ПМЗ «Восход» в г. Павловона Оке, состоящее из небольшого КБ и завода, на которых работают около 150 человек. «Восход» разрабатывает и выпускает гидроузлы для летательных аппаратов, и за 70 лет работы он не имел доходов от продажи своей ИС. В 2011г. на нашей встрече с Павлом Редько, гендиректором и главным конструктором предприятия, мы договорились помочь найти способы и технологии, позволяющие получать доходы от продаж ИС, создаваемой на ПМЗ. За несколько месяцев РНИИИС помог на основе своих уникальных технологий (МКД) наладить учетную политику предприятия, оформить и оценить активы с использованием ИС, разработать две бизнес-модели ее коммерциализации.

Первая позволяла получать доходы в рамках военно-технического сотрудничества, по которому за рубеж была продана технология организации производства и сборки летательного аппарата, в состав которого входил гидроузел. Но для его использования необходимо получать письменное разрешение в виде лицензионного договора, по которому нужно платить деньги. Такой договор был заключен (впервые в истории ВТС), и предприятие как правообладатель получило первые доходы от своей ИС.

Вторая бизнес-модель была отработана по ремонтной документации «Восхода», которую в советское время бесплатно передали на десятки авиаремонтных заводов, в том числе за рубеж. Мы помогли выявить в этой документации объекты ИС, подтвердить исключительные права предприятия на них, оценить эти права и заключить с заводами договоры на вы- плату вознаграждения. И «Восход» в 2012 г. получил дополнительный доход от продажи своей ИС в объеме 65 млн. руб., в 2013г. - около 70 млн. и выплаты ежегодно продолжаются.

Становление схемы рыночных отношений по ИС важно для авиапрома и всех отраслей промышленности, еще и тем, что прекращает систему откатов, когда деньги, выделяемые на НИИ, ОКР нередко доходят с "потерями" и контракты закрываются, в лучшем случае, в виде заявок и патентов. Мы надеемся, что эффектом утверждения экономики ИС станет прозрачность и сокращение потерь от откатов, коррупции, а авиапром и здесь поднимется над другими отраслями российской промышленности.

Еще одной предпосылкой создания экономики по ИС в авиапроме является прекрасное понимание необходимости этого среди руководства госкорпораций, САПа и руководства Минпромторга в лице зам. министра А.Богинского, руководителя департамента С.Емельянова. Сегодня именно авиапром стал единственной отраслью страны, где есть понимание руководства, что нужно делать, и подготовлен пакет соответствующих документов.

— Что значит «создание рынка ИС»?

— Функционирование отраслевого рынка ИС предполагает наличие, как минимум, четырех условий:

1. Наличие стратегии инновационного развития авиапрома, в которую встроена программа рыночной экономики по ИС.

2. Наличие ИС как актива, объекта коммерциализации и продаж. Мы говорим, что продавать нужно то, что охраняется и признается как ИС во всем мире, и без патентования имеет экономическую ценность. Патенты — это вчерашний век, так как мировой кризис патентной системы и высокий уровень коррупции в патентных ведомствах ведет к потере технологических приоритетов, к отсутствию заинтересованности в их регулировании и продажах по ИС (в России из 285 тыс. действующих патентов за последние 20 лет продается только около 2 % ежегодно). Поэтому изменились способы правовой охраны РИД, изменилась структура рынка, и сегодня более 80% всех продаж — это права на объекты авторского права, смежных прав, ноу-хау — производится без патентов.

Задача состоит в превращении идеи/технического решения в экономический актив, для которого нужен два пакета документов, юридический - подтверждающий наличие ИС, и экономический - подтверждающий ее стоимость на этом секторе рынка. Именно с этими документами можно идти к инвестору: в банк за получением кредита под долгосрочный залог ИС, или на предприятие, где можно вкладывать в следующую цепочку инновационного производства, или к госзаказчику с предложением об использовании данного актива как средства софинансирования.

3. Наличие правил/стандартов как продавать и как коммерциализировать ИС. На базе РНИИИС мы обеспечиваем работу единственного в СНГ и на всем постсоветском пространстве, Национального технического комитета по стандартизации в сфере ИС, и я — председатель этого комитета. Единственной отраслью, которая в полном составе вошла в его состав, является авиапром. Надеюсь, что в этом году процесс стандартизации отношений и правил, по которым нужно работать в связи с формированием и управлением ИС, будет продолжен.

4. Наличие профессиональных кадров в сфере ИС. Примеры А.Попова, А.Можайского, А. Лодыгина и П. Яблочкова, и других показывают, что блестящие ученые, изобретатели не могут и не должны быть профессионалами в части, касающейся оформления, оценки и коммерциализации прав на своих научно-технические достижения. Случаи, когда это возможно, редки. Поэтому профессиональные кадры в области экономики, права и управления ИС нужны и минимальная потребность России в них составляет 50 тыс. человек. Возможности академии Роспатента - 100 человек в год в последние 20 лет. Поэтому мы создали в ряде университетов базовые кафедры, основной из которых является базовая кафедра управления ИС в РЭУ им. Г.В.Плеханова. Сейчас в этих же целях идет "наладка" сетевого сотрудничества с ведущими вузами в регионах, на базе которых начинаем подготовку в приоритетном порядке специалистов в сфере ИС для предприятий и корпораций, в том числе для авиапрома. Я надеюсь, что эти 4 условия обеспечат реализацию той самой амбиции, которая поставлена в качестве стратегической цели и приоритета развития авиапрома — это формирование первого в стране отраслевого рынка ИС.

 
Анатолий Смирнов
Жуковские вести
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

РНИИИС

 

ТК-481

Новости

Мероприятия

 Контакты

127083, Москва, ул. Юннатов, д. 18

Тел./факс: +7 (495) 369-40-08

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В авиапроме будет первый в стране отраслевой рынок интеллектуальной собственности - РНИИИС (Республиканский НИИ интеллектуальной собственности, Россия) Интеллектуальная собственность, авторские права, патенты © РНИИИС 2024