Расширенное ежегодное выездное заседание Ученого совета РНИИИС на базе КФУ

10.08.2017

8 - 9 августа 2017 года в г. Казань  в рамках реализации Соглашения о стратегическом  инновационном сотрудничестве между КФУ и РНИИИС и в соответствии с Планом научно-исследовательской работы  РНИИИС на 2017г., при поддержке ФАС России,  Правительства Республики Татарстан и с участием  руководства и полномочных представителей  федеральных университетов, органов государственной власти РФ и РТ, корпораций и предприятий, банков, организаций и подразделений инновационной инфраструктуры РТ  в период состоялось очередное расширенное ежегодное выездное заседание Ученого совета РНИИИС на базе  Казанского (Приволжского) федерального университета с повесткой дня:

  1. Интеллектуальная собственность как инвестиционный ресурс современной экономики России (докладчик:  Лопатин В.Н.  - научный руководитель (директор) РНИИИС, генеральный директор Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС, Председатель межгосударственного (МТК-550) и  национального  технического комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность» (ТК-481), заведующий базовой кафедрой РНИИИС «Управление интеллектуальной собственностью» РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор)
  2. Условия и перспективы развития регионального рынка интеллектуальной собственности (опыт Республики Татарстан для субъектов РФ и стран ЕАЭС) (докладчик: Хазиахметов Б.З. -   заместитель министра   экономики Республики Татарстан)

На открытии заседания с приветствием к участникам  обратились:

Алдошин Сергей Михайлович  – вице- президент  Российской Академии наук, академик РАН (председатель Ученого совета РНИИИС);

Гафуров Ильшат Рафкатович - Ректор Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, действительный член Академии Наук РТ (председатель Ученого совета КФУ);

Каримов Альберт Анварович  - Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр промышленности и торговли Республики Татарстан, кандидат экономических наук, заслуженный экономист Республики Татарстан (Хусаинов Алмаз Шаукатович – заместитель министра промышленности и торговли Республики Татарстан)

В рамках обсуждения были рассмотрены такие вопросы как: создание добавленной стоимости при обороте интеллектуальной собственности в НИОКР и ее доля в ценообразовании инновационной продукции; интеллектуальная собственность как средство докапитализации активов предприятий и организаций через нематериальные активы; внесение интеллектуальной собственности в уставный капитал; объединение/ слияние активов с интеллектуальной собственностью; кредитование и банковские гарантии под залог интеллектуальной собственности; интеллектуальная собственность как источник софинансирования в рамках госконтрактов; страхование и перестрахование рисков интеллектуальной собственности; защита интеллектуальной собственности как способ коммерциализации.  На заседании председатель Центрального совета ВОИР Антон Ищенко  представил  предложения по изменению проекта Федерального закона "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации".

В рамках заседания было особо отмечено, что Татарстан первым в стране начал реализовывать проект создания регионального рынка интеллектуальной собственности. В этой связи, на примере Татарстана крайне важно понять, что мешает использованию интеллектуальной собственности как инвестресурса, чтобы Россия могла черпать потенциал промышленного роста, исходя из опыта РТ.

Другой важный вопрос, который был поднят на Совете – это подготовка специалистов в сфере интеллектуальной собственности, когда на 10 исследователей должен приходиться один профессионал-посредник (для Татарстана необходимо 1,5 тысячи таких специалистов).  Участники заседания пришли к выводу, что необходима организация подготовки  кадров по региональному госзаказу, в т.ч.  в рамках сетевого сотрудничества  РЭУ им. Г.В. Плеханова  с ведущими университетами в  Республике Татарстан на основе базовой кафедры  РНИИИС «Управление интеллектуальной собственностью», а также корректировка Программы развития регионального рынка интеллектуальной собственности, как составной части  национального рынка интеллектуальной собственности и необходимого базового условия проведения технологической модернизации промышленности в рамках ее  кластеризации.

В рамках заседания ряду сотрудников КФУ  были вручены награды РНИИИС и федеральных органов власти.

На следующий день с участием сотрудников ФАС России, РНИИИС и  КФУ был проведен семинар «Проблемы  антимонопольной  политики и защиты  от недобросовестной конкуренции при  проведении  НИОКР  и обороте интеллектуальной собственности в инновационном процессе и пути их решения» (на теплоходе  по р. Волга).

 

По итогам обсуждения были приняты решения, которые направлены как в Правительство  и Парламент России, так и  в адрес  Президента и Правительства Республики Татарстан, а также в Исполком СНГ и Евразийскую комиссию ЕАЭС.

По первому вопросу:

1.  В целях успешного развития экономических  отношений  на национальном,  региональном и корпоративном уровнях, в т.ч. в рамках реализации стратегий и программ  инновационного развития, необходимо учитывать сложившиеся закономерности развития мировой экономики и  торговли, включая:

- существенное возрастание с переходом развития к шестому технологическому укладу и цифровой экономике роли и значения интеллектуальной собственности как мерила экономической ценности этого интеллектуального творчества;

- обусловленность дальнейшего инновационного развития наличием цивилизованного рынка интеллектуальной собственности;

- структура мировой торговли меняется в пользу роста доли "четвертой корзины" - рынка интеллектуальной собственности (в н.в. более 15% ВВП)  при реструктуризации этого сектора рыночных отношений, что в условиях продолжающегося мирового кризиса патентной системы и увеличения  доли беспатентных продаж (в н.в. более 80 процентов) предопределяет необходимость изменения государственной политики в этой сфере. Механизмы  управления рисками  интеллектуальной собственности позволяют превратить последние  в ликвидные активы, обеспечивающие привлечение инвестиций, в т.ч.: при бюджетном софинансировании (по-вертикали - с госзаказчиками), при  внебюджетном софинансировании (по - горизонтали - с заказчиками, организациями - смежниками по инновационной кооперации),  при кредитовании (с банками), при внесении в уставный капитал  (с партнерами при создании совместных предприятий), при продаже акций  и иных ценных бумаг (с  посредниками на биржах). 

2.  Рекомендовать национальным и региональным академиям наук и органам исполнительной власти в сфере науки и образования, экономики и промышленности  предусмотреть в 2017-2018 гг. корректировку   программ  и планов проведения  научных  исследований с учетом выделения научной проблематики формирования экономики интеллектуальной собственности (вместо так называемой «экономики знаний») для целей инновационного развития в качестве приоритетов при  проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в этой сфере.

3.  При проведении  корректировки национальных и региональных стратегий, а также программ и  политик вузов, корпораций/организаций при формировании учетной политики, выборе способа правовой охраны создаваемых результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, в т.ч. при бюджетном финансировании в интересах дальнейшей коммерциализации интеллектуальной собственности  обеспечить  переход в  системе оценок и индикативных показателей, в т.ч. на стратегическом, программном, региональном и корпоративном уровнях от информационных показателей (публикации и патенты,  через которые  мы бесплатно извещаем весь мир о своих достижениях), к показателям  экономики интеллектуальной собственности.

4. В целях использования инвестиционного потенциала интеллектуальной собственности в рамках создания в ЕАЭС  общего финансового рынка  и осуществления с 1.01.2025г.  деятельности по единым правилам  в секторах услуг (банковском секторе, страховом секторе, секторе услуг на рынке ценных бумаг) и недискриминационного доступа на финансовые рынки государств - членов ЕАЭС, целесообразно предусмотреть в 2017-2018гг.:

-  при разработке Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС наличие специальных разделов в части  определения целей, принципов и задач создания механизмов  управления интеллектуальной собственностью в банковском секторе, страховом секторе и секторе услуг на рынке ценных бумаг до 2020г.;

- принятие мер по гармонизации законодательства в отношении общих подходов к правовому регулированию по вопросам управления рисками интеллектуальной собственности в банковском секторе, страховом секторе и секторе услуг на рынке ценных бумаг в соответствии с международными стандартами (основополагающими принципами эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору, основополагающими принципами страхового надзора Международной ассоциации страховых надзоров, принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам, стандартами  ОЭСР и международными стандартами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

- рекомендовать национальным   банкам,  фондовым биржам и страховым кампаниям стран ЕАЭС  принять  активное участие в  обсуждении первых в СНГ и ЕАЭС  проектов национальных стандартов  в области страхования рисков интеллектуальной собственности, управления интеллектуальной собственностью в кредитной организации, в т.ч. при привлечении  инвестиций в инновационные проекты под залог интеллектуальной собственности и на фондовом рынке, в целях последующего принятия на  их основе межгосударственных стандартов для СНГ и евразийских стандартов для ЕАЭС как механизмов "мягкого регулирования";

- рассмотреть вопрос о расширении функций Евразийского банка развития (ЕАБР) в качестве инвестиционного и инновационного банка по обеспечению крупных пилотных проектов по кредитованию под залог интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС.

5.  Для превращения интеллектуальной собственности в ликвидные активы, создания добавленной стоимости при обороте  интеллектуальной собственности в НИОКР и производстве инновационной продукции как средства докапитализации активов  предприятий и организаций через  нематериальные активы, в т.ч.: при различных способах финансирования, при кредитовании, при внесении в уставный капитал, при продаже акций и иных ценных бумаг необходимо использование следующих институциональных механизмов, снижающих уровень рисков в этой сфере:

      -  инвентаризация РНТД, их идентификация и классификация на объекты вещного права, объекты информационного права и объекты интеллектуальной собственности;

      -  правовая экспертиза, правовая охрана и учет объектов интеллектуальной собственности, охраняемые по факту их создания (объекты авторского права, объекты смежных прав, топологии интегральных микросхем, сложные объекты интеллектуальной собственности), охраняемые в силу их государственной регистрации (объекты патентного права) и охраняемые в силу установления в отношении них специального правового режима конфиденциальности /коммерческой тайны (секреты производства (ноу-хау);

      -  определение авторов созданных в НИОКР/выявленных при инвентаризации РИД и распределение исключительных и иных имущественных прав на данные РИД;

      -  технологическая экспертиза на определение предметной области использования РИД;

      -  экономическая  экспертиза и оценка стоимости исключительных прав на РИД;

      -  формирование по результатам проведенных инвентаризации и экспертиз учетной политики;

      -   страхование и перестрахование рисков интеллектуальной собственности.

6. При переходе к цифровой экономике,  учитывая, что в группах  инновационных продуктов и услуг ИКТ (более 100) основным  продуктом  разработок "отрасли будущего" в странах  ЕАЭС  являются программы для ЭВМ, в рамках разработки в 2017г. и последующей реализации  концепции создания условий для цифровой трансформации промышленности и формирования единого цифрового промышленного пространства необходимо  предусмотреть следующие  процедуры обеспечения национальной и экономической  безопасности в этой области: 

- условия типового договора на разработку (создание/модернизацию) ИИС должны  включать обязанности исполнителей  контрактов предоставлять заказчикам;

- перечень программ для ЭВМ, в т.ч. содержащихся в Фонде алгоритмов и программ ИИС внешней и взаимной торговли Таможенного союза, Национальном фонде алгоритмов и программ для ЭВМ, с указанием  следующих обязательных  сведений: название программы для ЭВМ, правообладатель, год создания, в т.ч.  актуальной версии, наименование и адрес правообладателя (Лицензиара);  территорию, срок  и способы  использования, на которые предоставляется лицензия; реквизиты лицензии);

-  копии лицензионных договоров на программы для ЭВМ (со всеми приложениями), которые требуются заказчику для модернизации и  эксплуатации модернизированных (разработанных) подсистем и компонент ИИС, в т.ч. на безвозмездной основе (договоры присоединения, включая договоры открытой лицензии);

- в отношении всех  лицензионных договоров  о предоставлении права на использование ПЭВМ при создании  и эксплуатации модернизированных (разработанных) в рамках подсистем и компонент ИИС,  в т.ч. договоров присоединения на безвозмездной основе, в уполномоченных национальных  органах с участием органов  безопасности  должна проводиться экспертиза (на этапе согласования и  утверждения технического задания) на предмет их соответствия правам и интересам в сфере информационной безопасности, а также требованиям законодательства по вопросам интеллектуальной собственности.

7. Обеспечение баланса между интересами правообладателей исключительных прав и публичными и частными интересами, защищаемыми антимонопольным законодательством, является сегодня одной из реальных проблем становления и развития современного конкурентного права. По смыслу правовых норм защита от недобросовестной конкуренции должна предусматривать такие слагаемые, как:

  • защита исключительных прав правообладателей со стороны нарушителей и третьих лиц;
  • защита при злоупотреблении правами со стороны правообладателей, в т.ч. неиспользование объектов интеллектуальной собственности;
  • защита от монополии правообладателей в отдельных сферах (здравоохранение – лекарства, медицинские изделия, способы лечения; экологическая безопасность).

В целях  повышения эффективности защиты от недобросовестной конкуренции в сфере оборота интеллектуальной  собственности считать необходимым: 

  • обособление конкурентного права как самостоятельной комплексной научной отрасли права с выделением в паспорте научных специальностей ВАК;
  • распространение законодательного  запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности (РИД) при введении в оборот такого товара (работы, услуги), также и на оборот интеллектуальной собственности, что особенно  важно для предупреждения злоупотреблений со стороны заказчиков при использовании предшествующей интеллектуальной собственности на последующих этапах работ в рамках организации инновационного процесса, где основным объектом оборота на разных этапах НИР-ОКР-ТР-производство может быть только  исключительное право на РИД, созданные/используемые в рамках данного НИОКР;
  • включение в состав комиссий по противодействию  незаконному обороту промышленной продукции в регионах РФ  представителей территориальных управлений  ФАС России и органов исполнительной власти, отвечающих за регулирование оборота интеллектуальной собственности;
  • поддержать инициативы ФАС России по подготовке в 2017 г.  Руководства по применению антимонопольного законодательства в  сфере  интеллектуальной собственности (включая вопросы защиты интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции в сфере информационных технологий), а также разработку проекта ГОСТ Р «Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции»;
  • поддержать  инициативу РНИИИС и ввести практику антимонопольного регулирования и оценки  добросовестности субъектов рынка интеллектуальной собственности в РФ и других странах ЕАЭС индекс конкуренции  (соотношение числа патентов и доли патентных продаж);
  • поддержать практику ФАС России по созданию базовых кафедр конкурентного права в ведущих вузах страны, а также центров и учебно-методических советов во всех федеральных округах по организации мониторинга, методологической и методической работы в этой сфере в регионах страны.

8. При создании системы управления интеллектуальной собственностью на всех уровнях  (отрасль – корпорация -  регион – кластер – вуз/предприятие) необходимы единые стандарты и правила, учитывающие положительный опыт РНИИИС по созданию первого на национальном уровне отраслевого рынка интеллектуальной собственности в авиапромышленности, а также по стандартизации отношений в этой сфере на базе МТК 550 и ТК 481 «Интеллектуальная собственность». Госзаказчикам и госкампаниям, университетам и научным организациям активнее использовать при правовой охране полученных результатов интеллектуальной деятельности и их использования в инновационных проектах потенциал принятых в России национальных стандартов, подготовленных в рамках деятельности ТК 481: ГОСТ Р 55386-2012, 55385-2012, 55384-2012, ГОСТР 56823-2015, ГОСТ Р 56824-2015, ГОСТ Р 56825 -2015 в отношении научных открытий и научных произведений, служебных результатов интеллектуальной деятельности; распределения прав на РИД, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКР, управления интеллектуальной собственностью в сети Интернет и в научных учреждениях.

По второму  вопросу

1. Опыт Республики Татарстан по разработке с участием РНИИИС концепции

первого в России регионального рынка интеллектуальной собственности (2011г.) и его  формированию в рамках реализации  специальной республиканской долгосрочной целевой программы (с 2013г.) и подпрограммы государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики  Татарстан  на 2014 – 2020 годы» (с 2016г.) требует изучения и продвижения, как на региональном, так и на национальном и межгосударственном уровнях при создании единого экономического пространства в ЕАЭС как условия инновационного развития и перехода к цифровой экономике.

2. При  подготовке Программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013 – 2020 годы» (далее – Программы) властями Республики активно использовались  ранее созданные механизмы  правого и организационного  регулирования   инновационной деятельности (Законы Республики Татарстан: «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» (2010),  "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы" (2011), «Об утверждении Стратегии  социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» (2015);  инновационный  меморандум  РТ (на каждые три года – утв. КМ РТ); ежегодный госдоклад «Об итогах инновационной деятельности в РТ» (утв. КМ РТ). Включение в 2016г. Программы как  специальной  подпрограммы в рамках государственной программы  «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики  Татарстан  на 2014 – 2020 годы»  в целом соответствует общим  закономерностям и рекомендациям ВОИС в этой сфере.

3. Исходя из цели, основных задач и этапов Программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013 – 2020 годы» предполагается, что начиная с 2016 г. в Республике  Татарстан уже сформирован организационно-правовой механизм создания регионального рынка интеллектуальной собственности, и в н.в. проводится работа уже по повышению  эффективности функционирования рынка интеллектуальной собственности.

В то же время, следует признать, что основные целевые  показатели Программы  не достигнуты и не будут достигнуты в установленные  сроки. Так по основному целевому индикатору Программы планировалось ежегодное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции,  начиная с 2013г. на два процента, что предполагало достижение к 2020 г. – уровня в 36%, что значительно выше аналогичного планового показателя, предусмотренного  Стратегией  социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (утв. Законом Республики Татарстан от 17.06.2015  №40-ЗРТ)  – 27% (2020г.) и 35% (2030г.). Существенное завышение  показателей при оценке реализации  Программы в данном случае  привело к их фактическому невыполнению  (остались на уровне 2013г.) и корректировке данных плановых показателей  при ежегодных отчетах со стороны координатора  Программы.

Также не достигнуты плановые показатели  по большинству  направлений при реализации задач  Программы. Так  по количеству поданных заявок на объекты  патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) в 2016г.  отставание  от планового показателя на 30%, что меньше  на 33%, чем  в 2007г. Очевидно, что по этому  показателю также требуется корректировка с учетом  вышеуказанных  общих закономерностей развития рынка в этой сфере.  Политика "патент ради патента", в условиях, когда доля коммерциализации интеллектуальной собственности, охраняемой патентами,  по-прежнему ничтожно мала и составляет около   2%, а каждый второй патент при сроке действия в 20 лет прекращается через несколько лет после его  выдачи, ведет  к  научно-техническому проигрышу, экономическим потерям и сохранению импортозависимости. 

При этом ряд  показателей инновационного развития, приводимые в ежегодных госдокладах Минэкономики РТ (соотношение патентов на изобретения на единицу научного персонала,  среднее количество действующих охранных документов на  охраняемые РИД (ст. 1225 ГК РФ)  к числу исследователей, средняя доля коммерциализированных проектов) не корреспондируются с плановыми показателями Программы  и  не отражают реальных  изменений в развитии рыночных отношений в этой сфере.

Угрозы и вызовы развитию региона, определенные еще  в Программе развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008 № 763), за 10 последующих  лет сохранили свою актуальность в сфере интеллектуальной собственности. Возрастания  доли  нематериальных активов в активах организаций и предприятий РТ не произошло  (в 2017г. - менее 1%), тогда  как,  доля нематериальных активов в структуре активов ведущих международных корпораций возросла до 30- 70%.

4. Республика Татарстан занимает лидирующие позиции в РФ по инвестиционной привлекательности.  За 2011 – 2016 годы на развитие экономики и социальной сферы в регион привлечено более 2,7 трлн. рублей инвестиций в основной капитал. Доля собственных средств предприятий и организаций за 2016 год в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 66,4% , а удельный вес привлеченных средств составил 33,6% (в 2015 году – 32,7%), из которых  на бюджетные средства приходится 10,8%, на кредиты банков – 11% от общего объема инвестиций в основной капитал. В то же время, привлечение инвестиций  под обеспечение  интеллектуальной собственности  (как и в целом в РФ) имеет очень редкий эпизодический характер.

В этих условиях в рамках мер по улучшению инвестиционного климата  в Республике Татарстан, в т.ч. при подготовке  и реализации  Инвестиционных меморандумов целесообразно предусмотреть:

     - дополнение Стандартов  деятельности ОИС и ОМСУ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в РТ, а также дорожных карт  в рамках реализации Национальной  предпринимательской инициативы   АНО «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» положениями  по созданию условий для  использования  инвестиционного потенциала  интеллектуальной собственности  в РТ;

     - распространение  мер господдержки предприятиям (организациям), осуществляющим инвестиционную деятельность с использованием интеллектуальной собственности, созданной в РТ;

     - в соглашениях о создании региональных инновационных  кластеров, в т.ч. заключаемых МПТ РТ,  предусматривать меры по созданию  системы управления интеллектуальной собственности  РИК и  гражданско- правового оборота интеллектуальной собственности как ресурса  обеспечения конкурентоспособности   и создания добавленной стоимости при выполнении ОКР и производстве  инновационной продукции в рамках реализации кластерной политики;

    - при определении Перечня  инвестиционных проектов и приоритетных импортозамещающих продуктов для создания производств на территории Республики Татарстан  предусматривать проведение комплекса обязательных мер, направленных на использование интеллектуальной собственности как инвестиционного ресурса в рамках, определенных действующим законодательством.

Предложить  Правительству РТ  в 2018 году реализовать в качестве пилотной модели ГОСТ Р в области управления интеллектуальной собственностью в кредитной организации и страхования рисков интеллектуальной собственности с участием  банков и страховых кампаний Респблики, в т.ч. при привлечении  инвестиций в инновационные проекты под залог интеллектуальной собственности. 

5. На большинстве предприятий и организаций региона  по-прежнему отсутствует единая система управления жизненным циклом интеллектуальной собственности от отбора РИД  и  их экспертизы до оценки, страхования и коммерциализации исключительных прав на РИД в рамках использования предшествующей интеллектуальной собственности на всех стадиях инновационного процесса и  обеспечения баланса интересов и мотивации его участников.

 Сохраняют актуальность существующие недостатки в системе управления этими процессами в Республике,  отмеченные в Стратегии  социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, в т.ч. гиперцентрализация  при множестве систем управления, недостаток инициативы, ориентация только на исполнение; слабая нацеленность на реальный (не бумажный) результат, недостаточное использование проектного управления; перегруженность органов управления текущей, малозначимой работой; изменчивость и слабая структурированность отраслевых и пространственных приоритетов.

Учитывая заинтересованность в сфере подготовки инновационных кадров и становления рынка интеллектуальной собственности в целях обеспечения конкурентоспособности товаров, работ и услуг в интересах инновационного развития учреждений науки, образования, организаций и предприятий Республики Татарстан (исходя из лучших практик мировых кампаний: 1 профессиональный посредник в областях экономики, права  и управления в сфере интеллектуальной собственности на 10 исследователей) рекомендовать Правительству  Республики Татарстан  рассмотреть возможность организации подготовки  кадров по региональному госзаказу, в т.ч.  в рамках сетевого сотрудничества РЭУ им. Г.В. Плеханова  с ведущими университетами в  Республике Татарстан на основе базовой кафедры  РНИИИС «Управление интеллектуальной собственностью» РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Для повышения конкурентоспособности региональной экономики, реализации приоритетов экономического развития на основе эффективного взаимодействия инновационных систем в инновационном пространстве, необходима корректировка Программы развития регионального рынка интеллектуальной собственности, как составной части  национального рынка интеллектуальной собственности и необходимого базового условия проведения технологической модернизации промышленности в рамках ее  кластеризации.

  

 

Ссылки:

http://media.kpfu.ru/news/v-kfu-obsudili-perspektivy-ispolzovania-intellektualnoi-sobstvennosti-kak-investicionnogo -  новости КФУ

http://www.antat.ru/ru/news/7450/ -новости  академии наук РТ

РНИИИС

 

ТК-481

Новости

Мероприятия

 Контакты

115184, Москва, ул. Большая Татарская, 35с3

Тел./факс: +7 (495) 369-40-08

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Расширенное ежегодное выездное заседание Ученого совета РНИИИС на базе КФУ - РНИИИС (Республиканский НИИ интеллектуальной собственности, Россия) Интеллектуальная собственность, авторские права, патенты © РНИИИС, 2018

Яндекс.Метрика

Powered by Joomla 1.7 Templates