Новости в сфере стандартизации (1 квартал 2022г.)

Аннотация: Обзор мероприятий в сфере стандартизации, прошедших в 1 квартале 2022г. в ВТО, МЭК,  ИСО, G20, МГС СНГ, в Российской Федерации (Росстандарт, ТК481), а также в отдельных зарубежных странах, подготовлен на основе дайджестов по стандартизации и техническому регулированию, выпускаемых совместно Минпромторгом Росссии, Росстандартом и Российским институтом стандартизации. В Обзоре  мероприятия классифицированы по трем группам: международная стандартизация, национальная стандартизация и зарубежный опыт. 

 Международная стандартизация

Платформа разработки онлайн-стандартов  Online Standards Development (OSD) — это совместный проект ИСО и МЭК, который предоставляет разработчикам стандартов новые цифровые инструменты для оптимизации процесса разработки и редактирования международных стандартов, от подготовки стандарта до его окончательной публикации. Платформа OSD в настоящее время используется несколькими техническими комитетами, отзывы которых гарантируют, что конечная платформа будет соответствовать назначению. Для руководителей проектов и организаторов доступен новый интерфейс для управления комментариями. С помощью этой информационной панели можно получить лучший обзор всех комментариев с разбивкой по типу комментария и статусу, можно классифицировать комментарии по темам или создать группу комментариев внутри темы. Панель инструментов позволяет одновременно разрешать несколько комментариев. Кроме того, можно предоставить обоснование (мотивацию) комментария, которое можно сохранить и повторно использовать с другими комментариями.

Источник: МЭК, 10 февраля 2022 г.

Международный стандарт ISO/IEC 27001 определяет систему управления информационной безопасностью (ISMS) для эффективного управления информационными рисками. Недавно обновленный стандарт ISO/IEC 27002 описывает десятки средств управления информационной безопасностью с рекомендациями по их реализации. К ним относятся, например, средства контроля для идентификации информационных активов, определение соответствующих обязанностей по защите и ведения реестра, который является актуальным, непротиворечивым и согласованным с другими реестрами организации. ISO/IEC 27002 использует основанный на управлении рисками подход к управлению людьми, процессами, услугами и технологиями. В исправленном издании добавлено более 10 элементов управления, что отражает достижения в области технологий и передовой опыт; 114 элементов управления в версии 2013 года были сокращены до 93. В Приложении B показаны различия между изданиями 2022 и 2013 годов, что облегчит переход на новую редакцию для организаций, которые уже используют ISO/IEC 27002. выступает за системный подход к кибербезопасности, сочетающий передовой опыт с тестированием и сертификацией. ISO/IEC 27001 является частью утвержденной схемы, которая предусматривает независимую оценку и выдачу сертификата соответствия для организаций, продемонстрировавших соответствие требованиям стандартов.  Многие международные стандарты МЭК и все системы оценки соответствия МЭК способствуют достижению Цели 16 ООН в области устойчивого развития, которая способствует созданию мирных и инклюзивных обществ. Стандарты кибербезопасности семейства ISO/IEC 27000 способствуют защите ключевых данных и систем.

Источник: МЭК, 17 февраля 2022 г.

Первыймеждународный стандарт в области промышленного интернета вещей утверждён на основе российских разработок Международными организациями по стандартизации ИСО и МЭК опубликован ISO/IEC 30162:2022 «Интернет вещей. Требования к совместимости устройств, сетей и систем промышленного Интернета вещей» (Internet of Things (IoT) - Compatibility requirements and model for devices within Industrial IoT systems), ставший первым международным стандартом по промышленному Интернету вещей.

Разработка международного стандарта была начата в 2018 году по инициативе Российской Федерации при участии экспертов из США, Китая, Южной Кореи, Японии и других стран. Инициаторами разработки нового стандарта выступили ПАО «Ростелеком» и российский технический комитет по стандартизации №194 «Кибер-физические системы». Принятый стандарт устанавливает единые требования к совместимости различных устройств и систем промышленного интернета вещей (IIoT). Он призван стать основой для реализации на практике концепции умного производства и обеспечить возможности для продвижения российских технологий. Из-за отсутствия единых нормативов производители на рынке интернета вещей используют собственные стандарты и протоколы, в результате чего их продукты несовместимы друг с другом. Принятие стандарта позволяет решить эту проблему, заказчики технологий IIoT смогут использовать решения и оборудование различных разработчиков и предприятий-изготовителей, а также проводить корректные испытания решений и оборудования на совместимость.

«Повышение конкурентоспособности отечественного производителя, ускорение импортозамещения невозможны без стандартов, однако часто эти стандарты пишут без нас и не для нас. Исправлением первой проблемы систематически занимается ряд российских организаций в партнерстве с Техническим комитетом 194 «Кибер-физические системы» Росстандарта. Утверждение первого российского международного стандарта в сфере цифровых технологий - серьезный успех, это направление может стать точкой прорыва для отечественных разработчиков», - отметил заместитель Министра промышленности и торговли Василий Шпак.

Внедрение единых требований к совместимости устройств, сетей и систем промышленного интернета вещей на промышленных предприятиях позволит реализовать гетерогенную систему, состоящую из оборудования различных поставщиков для каждого конкретного предприятия и, таким образом, позволит удешевить и ускорить внедрение систем промышленного интернета вещей. Кроме того, данный международный документ учитывает требования всех раскрытых в соответствующих национальных стандартах российских протоколов интернета вещей.

«Длинный путь экспертных споров, согласования и дискуссии с тремя десятками стран, соредакторы из пяти стран - технологических лидеров, наконец актуальнейшая тематика в сфере высоких технологий – все это было сделано не только для того, чтобы доказать, что даже на уровне экспертов и энтузиастов можно инициировать и утвердить международный стандарт уровня ИСО/МЭК, но и для того, чтобы обеспечить: доступ российским решениям на внешние рынки, учет требований раскрытых в российском поле IoT-протоколов, обеспечить состыковку международных и национальных M2M-решений», - отметил директор по развитию технологических стандартов АНО «Платформа НТИ», председатель ТК 194 Кибер-физические системы» Никита Уткин.

«Российскими экспертами разработан один из первых международных стандартов Индустрии 4.0. Реализация данной инициативы явилась большим вызовом, раскрывающим в едином документе, «как должно быть» для всей мировой промышленности. До нынешнего дня не существовало стандартов, регламентирующих требования к проектированию и разработке систем IIoT, теперь же предложенные в стандарте требования к совместимости устройств, сетей и систем IIoT должны обеспечить исполнение минимальных требований к ним. Стандарт обеспечит взаимодействие различного IoT-оборудования, разрабатываемого различными поставщиками, что должно ускорить внедрение данных решений на промышленных предприятиях как на территории Российской Федерации, так и во всем мире», - дополнил внимание председатель подкомитета ISO/IEC Франсуа Коалье.

Принятие международных стандартов на основе российских разработок является одной из стратегических задач отечественной стандартизации. В 2021 году международными организациями по стандартизации было принято четыре международных стандарта, разработанных по инициативе Российской Федерации - подобного результата российская стандартизация добилась впервые за весь постсоветский период.

Источник: Росстандарт, 15 февраля 2022 г.

Европейская стандартизация

Европейская комиссия: опубликован аналитический обзор по промышленности 5.0

Экспертная группа по экономическому и социальному влиянию исследований и инноваций (ESIR) разрабатывает предложения по применению исследований и инноваций для выполнения политических инициатив ЕС, таких, как «Европейский зеленый курс», «Экономика, которая работает для людей» и «Европа, пригодная для цифрового века». В аналитическом обзоре ESIR «Промышленность 5.0: трансформация видения Европы – управление системными преобразованиями в направлении устойчивой промышленности» рекомендуется провести глубокую трансформацию европейской промышленности, чтобы способствовать двойному экологическому и цифровому переходу в Европе. Эта трансформация поддержит стремление Европы стать более устойчивой и циркулярной. Обзор предлагает перейти от экономической модели, основанной на «добыче и потреблении», к модели, которая создает ценность за счет повторного использования, регенерации и сокращения потребления для процветания людей-планеты. Это потребует разработки новых бизнес-моделей, цепочек создания стоимости и цепочек поставок; принятия новых подходов к разработке политики на всех уровнях правительства и в партнерстве с бизнесом и промышленностью; создание новых возможностей и подходов к исследованиям и инновациям.

Источник: ЕС, 13 января 2022 г.

Европейская организация по стандартизации (CEN/CENELEC): доступно новое издание Руководства 25 CEN и CENELEC

Генеральные ассамблеи CEN и CENELEC в ноябре 2021 года утвердили пересмотренное Руководство 25 CEN и CENELEC (издание 3), посвященное установлению правил сотрудничества с европейскими организациями и другими заинтересованными сторонами. Руководство 25 является ключом к дальнейшему усилению общего участия в работе по стандартизации для инклюзивной Европейской системы стандартизации, как подчеркивается в Стратегии CEN/CENELEC 2030, и, в частности, в ее цели 4. Руководство охватывает шесть категорий сотрудничества в рамках CEN и CENELEC: партнерские организации, связанные организации, ассоциированные органы, европейские советники, европейские институциональные заинтересованные стороны и другие сотрудничающие организации.

Источник: CEN, 14 января 2022 г.

Европейская комиссия выдвигает декларацию о цифровых правах и принципах

Комиссия предложила Европейскому парламенту и Совету подписать декларацию прав и принципов, которые будут определять цифровую трансформацию в ЕС. Проект декларации охватывает такие ключевые права и принципы цифровой трансформации, как поддержка солидарности и инклюзивности, обеспечение свободы выбора в Интернете, поощрение участия в цифровом общественном пространстве, повышение безопасности, расширение прав и возможностей отдельных лиц и содействие устойчивости цифрового будущего.

Эти права и принципы должны реализовываться в ЕС в повседневной жизни людей путем обеспечения доступной и высокоскоростной цифровой связи везде и для всех, хорошо оборудованных классов и квалифицированных в цифровых технологиях учителей, беспрепятственного доступа к государственным услугам, безопасной цифровой среды для детей, отключения в нерабочее время, получения понятной информации о воздействии цифровых продуктов на окружающую среду, контроля использования личных данных.

Декларация основана на законодательстве ЕС, от договоров о его учреждении до Хартии основных прав, а также на прецедентном праве Европейского суда. Продвижение и реализация принципов, изложенных в декларации, будет общим политическим обязательством и ответственностью как на уровне Союза, так и на уровне государств-членов в рамках их соответствующих компетенций. Чтобы убедиться, что декларация будет исполняться на местах, в сентябре 2021г. Комиссия предложила отслеживать прогресс, оценивать пробелы и давать рекомендации для действий посредством ежегодного отчета о «Состоянии цифрового десятилетия».

Европейскому парламенту и Совету предлагается обсудить проект декларации и одобрить его на самом высоком уровне к лету 2022 года.

Источник: ЕС, 26 января 2022 г.

ЕС: опубликована рабочая программа Европейского инновационного совета на 2022 год

Европейский совет по инновациям (EIC), запущенный в марте 2021 года в качестве основного новшества программы Horizon Europe, имеет общий бюджет более 10 миллиардов евро в период с 2021 по 2027 год. Новая рабочая программа открывает возможности финансирования на сумму более 1,7 млрд евро в 2022 году, чтобы расширять масштабы и создавать новые рынки, например, в области квантовых вычислений, батарей нового поколения и генной терапии.

Рабочая программа на 2022 год содержит обновленный набор задач EIC, предоставляя, в том числе, возможности финансирования в тематических областях на сумму более 500 миллионов евро для стартапов по разработке технологий, которые будут способствовать достижению цели ЕС по сокращению чистых выбросов парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 году, а также созданию стратегической автономии в квантовых, космических и новых медицинских технологий.

EIC стремится постоянно совершенствовать свои процессы в интересах заявителей, так, в 2022 году:

  • · все компании, которые не могут быть профинансированы EIC из-за бюджетных ограничений, автоматически получают Знак качества, который может помочь им получить финансирование из других инструментов финансирования ЕС, таких как структурные фонды, фонды восстановления или другие источники;
  • будут открыты более частые программы подачи заявок, а для некоторых направлений будет введен непрерывный процесс подачи заявок;
  • предусмотрено финансирование в объеме 350 млн евро для междисциплинарных исследовательских групп, которые проводят перспективные исследования, способные привести к технологическим прорывам.

Источник: ЕС, 9 февраля 2022 г.

 

Рабочая программа CEN и CENELEC на 2022 год

На сайте CEN опубликована Рабочая программа CEN и CENELEC на 2022 год. От борьбы с глобальным потеплением до цифровых технологий, от содействия устойчивому и справедливому восстановлению экономики до стремления к стратегической автономии — в 2022 году Европе предстоит принять несколько определяющих эпоху решений. В этом контексте европейские стандарты должны сыграть ключевую роль; европейская стандартизация может помочь найти решения существующих проблем и поддержать амбиции ЕС. В Рабочей программе на 2022 год представлен обзор основных разработок в области стандартизации, а также стратегических приоритетных областей, которые CEN и CENELEC готовы внедрить в 2022 году в 14 секторах экономики. Для каждого сектора приведен список технических комитетов, участвующих в выполнении работы, количество стандартов, опубликованных CEN и CENELEC, подробный обзор тем, по которым ожидается работа по стандартизации, и запросы на стандартизацию, полученные от Европейской Комиссии.

Рабочая программа фокусируется на трех горизонтальных темах, которые были выбраны на основе их актуальности для решения сегодняшних задач: доступность, устойчивость и интеллектуальные технологии. Особое внимание уделяется устойчивому развитию и интеллектуальным технологиям, поскольку они играют важную роль в достижении Двойного зеленого и цифрового перехода ЕС. В последней части публикации дается обзор наиболее важных стратегических моментов, которые будут характеризовать развитие CEN и CENELEC в течение 2022 года и далее, включая, главным образом, реализацию Стратегии CEN и CENELEC до 2030 года.

Источник: CEN, 29 января 2022 г.

ЕС: новая Стратегия стандартизации

Европейская комиссия представила новую Стратегию стандартизации, в которой излагается новый подход к стандартам в ЕС с предложением о внесении поправки в Регламент ЕС 1025/2012 о стандартизации, отчетом по реализации этого регламента и рабочей программой европейской стандартизации на 2022 год*. Новая Стратегия направлена на укрепление глобальной конкурентоспособности ЕС, создание устойчивой, зеленой и цифровой экономики.

Согласно сообщению Европейской комиссии, стандарты — это основа единого рынка ЕС и глобальной конкурентоспособности. Они помогают производителям обеспечивать совместимость продуктов и услуг, снижать затраты, повышать безопасность и стимулировать инновации. Стандарты являются невидимой, но фундаментальной частью повседневной жизни: от частот Wi-Fi до подключенных игрушек или лыжных креплений, и это лишь некоторые из них. Стандарты дают уверенность в том, что продукт или услуга соответствуют своему назначению, безопасны и не нанесут вреда людям или окружающей среде. Соответствие гармонизированным стандартам гарантирует, что продукция соответствует законодательству ЕС. (гармонизированный стандарт — это европейский стандарт, разработанный признанной европейской организацией по стандартизации CEN, CENELEC или ETSI по запросу Европейской комиссии, после принятия эти стандарты становятся частью законодательства ЕС и предоставляют производителям презумпцию соответствия требованиям законодательства ЕС).

Быстрый темп инноваций, экологические и цифровые амбиции ЕС требуют все более стратегического подхода к стандартизации. Амбиции ЕС в отношении климатически нейтральной, устойчивой экономики замкнутого цикла не могут быть реализованы без европейских стандартов. Наличие сильного присутствия и руководство работой в ключевых международных форумах и организациях по стандартизации будет иметь важное значение для того, чтобы ЕС оставался глобальным лидером. Устанавливая глобальные стандарты, ЕС экспортирует свои ценности, предоставляя европейским компаниям важное преимущество первопроходцев.

Представленная Стратегия предлагает пять ключевых наборов действий:

1. Предвидеть, определять приоритеты и удовлетворять потребности в стандартизации в стратегических областях: ЕС нужны стандарты быстрее и в соответствии с европейской программой инноваций и политики. Комиссия определила неотложные вопросы стандартизации в отношении производства вакцины и лекарств против COVID-19, переработки критического сырья, цепочки создания стоимости чистого водорода, низкоуглеродистого цемента, сертификации чипов и стандартов данных. С 2022 года приоритеты стандартизации будут четко определены в ежегодной программе работы Союза по европейской стандартизации. Будет создан Форум высокого уровня для информирования о будущих приоритетах стандартизации и учреждена должность Главного сотрудника Комиссии по стандартизации.

2. Улучшить управление и целостность европейской системы стандартизации: Комиссия предлагает внести поправку в Регламент ЕС 1025/2012 для улучшения управления в европейской системе стандартизации. Европейская система останется открытой, прозрачной, инклюзивной и беспристрастной, однако мандаты по запросу Комиссии для европейских организаций по стандартизации будут обрабатываться национальными делегатами — национальными органами по стандартизации — из государств-членов ЕС. Это позволит избежать неправомерного влияния субъектов за пределами ЕС на процессы принятия решений при разработке стандартов для ключевых областей, таких как стандарты кибербезопасности. Кроме того, европейские организации по стандартизации должны будут модернизировать структуры управления и запустить процесс экспертной оценки среди государств-членов и национальных органов по стандартизации для достижения более широкого охвата гражданского общества, пользователей и МСП.

3. Укрепление европейского лидерства в области международных стандартов: будет разработан новый механизм обмена информацией, координации и укрепления европейского подхода к международной стандартизации для государств-членов ЕС и национальных органов по стандартизации. Комиссия будет добиваться большей координации между государствами-членами ЕС и партнерами-единомышленниками. ЕС будет финансировать проекты стандартизации в Африке и соседних странах.

4. Поддержка инноваций: Комиссия предлагает лучше использовать потенциал исследований, финансируемых ЕС, для повышения ценности инновационных проектов посредством деятельности по стандартизации и прогнозирования потребностей в стандартизации на раннем этапе. Будет запущен «бустер стандартизации», чтобы помочь исследователям в рамках Horizon 2020 и Horizon Europe проверить актуальность их результатов для стандартизации. К середине 2022 года будет начата разработка Свода практических правил в области стандартизации для исследователей, чтобы укрепить связь между стандартизацией и исследованиями/инновациями в рамках Европейского исследовательского пространства (ERA).

5. Предоставление возможностей следующему поколению экспертов по стандартизации: стандарты опираются на лучших экспертов, а Европе предстоит смена поколений. Комиссия будет способствовать повышению осведомленности академических кругов о стандартах, например, посредством будущей организации Дней университетов ЕС и обучения исследователей.

В заключении говорится, что «сегодня стандарты стали вопросом глобального значения. Другие регионы усиливают свое глобальное присутствие, действуя более стратегически и напористо. Европейская система стандартизации должна развиваться, чтобы отвечать на эти вызовы».

Источник: ЕС, 2 февраля 2022 г.

ЕС: план действий по синергии между гражданской, оборонной и космической отраслями

Комиссия опубликовала План действий по синергии между гражданской, оборонной и космической отраслями для дальнейшего укрепления технологического превосходства Европы и поддержки ее промышленной базы. Впервые финансирование ЕС предоставляет возможности для укрепления европейских инноваций путем изучения и использования потенциала технологий на стыке оборонных, космических и гражданских целей, таких как облачные технологии, процессоры, кибер-, квантовый и искусственный интеллект.

Основными целями Плана действий являются:

  • Усиление взаимодополняемости между программами и инструментами ЕС, охватывающими исследования и разработки, в целях повышения эффективности инвестиций и результативности;
  • Содействие использованию достижений в области исследований гражданской промышленности и инноваций, ориентированных на гражданское развитие, в европейских проектах оборонного сотрудничества.

         Комиссия объявляет одиннадцать целевых мероприятий, направленных на взаимодействие между гражданской, оборонной и космической отраслями, в том числе: 

ü    системно и последовательно разрабатывать критически важные технологии, начиная с определения критических технологий и будущих требований к их возможностям, и разработки технологических дорожных карт;

ü    запуск флагманских проектов, направленных на содействие стандартизации и функциональной совместимости, стимулирование трансграничного сотрудничества, создание новых цепочек создания стоимости и удовлетворение стратегических потребностей ЕС. Подготовить к запуску три флагманских проекта: технологии беспилотных летательных аппаратов, включая оборонное использование, космическая безопасная связь на основе квантового шифрования; и управление космическим движением, необходимое для предотвращения столкновений, которые могут возникнуть в результате распространения спутников и космического мусора, обеспечивая при этом автономный доступ к космосу.

Источник: EC, 21 февраля 2022 г.

ЕС: обращение в ВТО в целях защиты высокотехнологичного сектора

Европейский Союз подает иск против Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) за ограничение компаний ЕС в обращении в иностранный суд для защиты при использовании патентов.

Китай жестко ограничивает компании ЕС, владеющие правами на ключевые технологии (такие как 3G, 4G и 5G), в защите этих прав, когда их патенты используются незаконно или без соответствующей компенсации, например, китайскими производителями мобильных телефонов. Владельцы патентов, которые обращаются в суд за пределами Китая, часто сталкиваются со значительными штрафами в Китае, что заставляет их соглашаться на лицензионные сборы ниже рыночных ставок.

Патенты, рассматриваемые в данном случае, являются существенными для стандартов патентами (SEP). Поскольку использование технологий, защищенных этими патентами, является обязательным для производства, например, мобильного телефона, владельцы патентов обязались лицензировать эти патенты производителям на справедливых, разумных и недискриминационных (FRAND) условиях. Производитель мобильных телефонов должен получить лицензию (при условии уплаты лицензионного сбора) на эти патенты. Если производитель не получает лицензию и/или отказывается платить, владелец патента может потребовать от суда остановить продажу продуктов, включающих эту нелицензированную технологию.

В августе 2020 года Верховный народный суд КНР постановил, что китайские суды могут запретить патентообладателям обращаться в некитайский суд для защиты своих патентов, наложив «судебный запрет», нарушение запрета может быть наказано ежедневным штрафом в размере 130 000 евро. Китайские производители запрашивают эти судебные запреты, чтобы воспользоваться более дешевым или даже бесплатным доступом к европейским технологиям.

Эта политика КНР наносит огромный ущерб инновациям и росту в Европе, фактически лишая европейские компании возможности осуществлять и обеспечивать соблюдение прав, дающих им технологическое преимущество. ЕС неоднократно и безрезультатно поднимал этот вопрос перед Китаем в попытке найти решение. Поскольку действия Китая, по мнению ЕС, несовместимы с Соглашением ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), ЕС запросил консультации в ВТО.

Консультации по урегулированию споров, запрошенные ЕС, являются первым шагом в процедурах ВТО по урегулированию споров. Если они не приведут к удовлетворительному решению в течение 60 дней, ЕС может попросить ВТО создать комиссию для вынесения решения по этому вопросу.

Источник: ЕС, 18 февраля 2022 г.

Национальная стандартизация

Об обозначениях национальных стандартов (ГОСТ Р)

В 2022 году исполняется 30 лет с того момента, как 1 июля 1992 года Постановлением Госстандарта России № 7 был утвержден комплекс государственных стандартов ГОСТ Р 1.0 – ГОСТ Р 1.5, что положило начало формированию государственной, а ныне национальной, системы стандартизации Российской Федерации.  Для обозначения стандартов ГОСТ Р, разработанных без использования в качестве основы международных стандартов, использовалась нумерация, начинающаяся с 50001. В свою очередь в октябре 1993 года решением четвертого заседания Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации были приняты ПМГ 03-93 «Порядок регистрации и подготовки к изданию межгосударственных нормативных документов», в соответствии с которыми регистрационные номера вновь принятых межгосударственных нормативных документов (межгосударственных стандартов) присваиваются в диапазоне с 30000 до 50000 в порядке возрастания номеров.

На международном уровне в соответствии с Частью 1 «Процедуры по технической работе» Директив ISO/IEC международным стандартам ISO присваиваются обозначения от 1 и до 59999, а международным стандартам IEC присваиваются обозначения от 60000.

За прошедшее с 1992 года время в Российской Федерации было разработано более 17,5 тысяч ГОСТ Р и значения нумерации, используемые в их обозначении, превысили 59999, в связи с чем для обозначения ГОСТ Р, разработанных без использования в качестве основы международных стандартов, будут присваиваться обозначения начиная со значения 70001.

Источник: Росстандарт, 28 января 2022 г.



* Планы Комиссии в отношении новой Стратегии стандартизации и законодательной корректировки Регламента по стандартизации были объявлены в документе Комиссии «Обновление Новой промышленной стратегии 2020:создание более сильного единого рынка для восстановления Европы».

 

РНИИИС

 

ТК-481

Новости

Мероприятия

 Контакты

127083, Москва, ул. Юннатов, д. 18

Тел./факс: +7 (495) 369-40-08

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новости в сфере стандартизации (1 квартал 2022г.) - РНИИИС (Республиканский НИИ интеллектуальной собственности, Россия) Интеллектуальная собственность, авторские права, патенты © РНИИИС 2024