О реформе РАН или приватизации фундаментальной науки
01.07.2013
Заключение РНИИИС
на проект Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проект Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Правительством РФ в Государственную Думу (июнь 2013г.) содержит ряд принципиальных противоречий и правовые коллизии, сохранение которых может привести к утрате национальных приоритетов в научно-технической сфере и угрозе реализации национальных интересов России в инновационном развитии.
- Проект предусматривает создание РАН как общественно-государственной организации, организационно-правовая форма и правовой статус которой в гражданском законодательстве отсутствует. При этом, новый правовой статус РАН в законопроекте детально не прописан, что может привести к потере управляемости в этой сфере на долгие годы. Использование такого института «общественно-государственной организации», применяемого лишь однажды по отношению к РОСТО (быв. ДОСААФ), по аналогии к РАН неприемлемо.
- Проект предусматривает создание аппарата РАН в форме ФБУ с передачей ему имущества РАН. В то же время, главным активом РАН является накопленный в госакадемиях наук научно-технический потенциал результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, проводимых столетия при бюджетном финансировании. В составе современного имущественного комплекса госакадемий наук эти результаты интеллектуальной деятельности и права на них не учтены, в силу чего предлагаемый механизм подобной «приватизации науки» чреват возможностью их полной утраты.
- Проект не предусматривает также при передаче в будущем в РАН отчетов о научных исследованиях со стороны других научных организаций и вузов каких-либо правил распределения и использования интеллектуальной собственности на эти результаты интеллектуальной деятельности, что, в лучшем случае, приведет к игнорированию и неисполнении этой нормы на практике.
- Проект закрепляет исключительное право РАН только на собственное наименование с установлением ответственности за его незаконное использование, игнорируя полностью вопросы интеллектуальной собственности РАН (учет, закрепление, оценка, распоряжение) на другие результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. В то же время реальная стоимость нематериальных активов РАН значительно превышает стоимость основных фондов имущества, передаваемого ФБУ под контролем Правительства РФ. Игнорирование этих обстоятельств в законопроекте в случае его принятия может привести к дальнейшему росту незаконного использования в теневой экономике имеющихся результатов интеллектуальной деятельности и утрате национальных технологических приоритетов в угоду конкурентных экономик иностранных государств.
В силу указанных причин, концепция законопроекта требует принципиальной доработки, а сам вопрос предполагает его обсуждение на соответствие положениям Доктрины и Стратегии национальной безопасности РФ в Совете безопасности РФ перед принятием решения в Парламенте России.
Директор РНИИИС,
доктор юридических наук, профессор,
государственный советник юстиции 3 класса В.Н. Лопатин