О реформе РАН или приватизации фундаментальной науки

01.07.2013

 Заключение РНИИИС

на проект Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации  государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проект Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации  государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Правительством РФ в Государственную Думу (июнь 2013г.) содержит ряд принципиальных противоречий и правовые коллизии, сохранение которых  может привести к утрате национальных приоритетов в научно-технической сфере и  угрозе  реализации национальных интересов России в инновационном развитии.

  1. Проект предусматривает создание РАН как общественно-государственной организации,  организационно-правовая форма и правовой статус которой в гражданском законодательстве отсутствует. При этом,  новый правовой статус РАН в законопроекте детально не прописан, что может привести к потере управляемости в этой сфере на долгие годы.    Использование такого института «общественно-государственной организации», применяемого лишь однажды по отношению к РОСТО (быв. ДОСААФ), по аналогии к РАН неприемлемо.  
  2. Проект предусматривает создание аппарата РАН в форме ФБУ с передачей  ему имущества  РАН. В то же время, главным активом РАН является накопленный в госакадемиях  наук  научно-технический потенциал результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, проводимых столетия при бюджетном финансировании.  В составе современного имущественного комплекса госакадемий наук  эти результаты интеллектуальной деятельности  и права на них не учтены, в силу чего предлагаемый механизм  подобной «приватизации науки» чреват  возможностью их полной  утраты.
  3. Проект не предусматривает также при передаче в будущем  в РАН отчетов о научных исследованиях со стороны  других научных  организаций и вузов каких-либо правил распределения и использования  интеллектуальной собственности на эти результаты интеллектуальной деятельности, что, в лучшем случае, приведет к игнорированию  и неисполнении этой нормы на практике.
  4. Проект  закрепляет исключительное право РАН только на собственное наименование с установлением ответственности за его незаконное использование, игнорируя полностью вопросы интеллектуальной собственности  РАН (учет, закрепление, оценка, распоряжение) на другие результаты интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства индивидуализации.  В то же время  реальная стоимость нематериальных активов  РАН значительно превышает стоимость основных  фондов имущества, передаваемого ФБУ под контролем Правительства РФ.  Игнорирование этих обстоятельств в законопроекте в случае его принятия может привести к дальнейшему росту незаконного использования в теневой экономике имеющихся результатов интеллектуальной деятельности и утрате  национальных технологических приоритетов  в угоду конкурентных экономик иностранных государств.

В силу указанных причин, концепция законопроекта требует принципиальной доработки, а сам вопрос  предполагает его обсуждение на соответствие положениям  Доктрины и Стратегии национальной безопасности РФ в Совете безопасности  РФ перед  принятием решения в Парламенте России.

 

Директор   РНИИИС,
доктор юридических наук, профессор,
государственный советник юстиции 3 класса                                  В.Н. Лопатин

скачать в pdf

РНИИИС

 

ТК-481

Новости

Мероприятия

 Контакты

127083, Москва, ул. Юннатов, д. 18

Тел./факс: +7 (495) 369-40-08

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

О реформе РАН или приватизации фундаментальной науки - РНИИИС (Республиканский НИИ интеллектуальной собственности, Россия) Интеллектуальная собственность, авторские права, патенты © РНИИИС 2024