Об информационной войне - 2022 и первоочередных правовых мерах по ее ограничению
Лопатин В.Н.*
Сегодня мы видим, крайнее обострение информационной войны, как вокруг России, так и на ее территории (ежедневный рост числа фейков и лжи, пропаганды ненависти, вражды, войны и насилия, замалчивания и оправдания геноцида и ксенофобии, в том числе с использованием глобальной сети Интернет (штаб управления которой находится в США), информационных ресурсов и технологий как отдельных иностранных государств, так и межгосударственных объединений и даже международных организаций.
Небывалое ранее распространение и использование недостоверной, вредной и запрещенной к обороту информации (за распространение которой национальным законодательством большинства стран мира и нормами международного права предусмотрена уголовная и международно - правовая ответственность), в качестве основного источника и основы для принятия решений на государственном уровне (прежде всего, США, Великобритания, Германия, Украина), на межгосударственном уровне (ЕС) и международном уровнях (ООН) свидетельствует о кризисе права в целом, как системы регулирования общественных отношений, как в этих странах, так и на международном уровне.
Так в международном праве, в частности, установлены следующие запреты:
ü общее запрещение дискриминации,
ü запрет на подлог с использованием компьютерных технологий,
ü запрет на правонарушения, связанные с нарушением авторского права и смежных прав,
ü запрет на отрицание, грубое преуменьшение значения или оправдание геноцида или преступлений против человечности.
По результатам сравнительного анализа можно сделать вывод, что из 25 категорий преступлений в информационной сфере, за которые предусмотрена уголовная ответственность в России и Украине, совпадают только 8 основных составов (дискриминация, геноцид, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, преступления в сфере интеллектуальной собственности и компьютерной информации), что корреспондируется с вышеприведенными нормами международного права и служит предпосылкой для их применения при расследовании таких преступлений и привлечении к ответственности лиц, винновых в их совершении.
В 2021г. в Основах государственной политики РФ в области международной информационной безопасности определены как основные угрозы (6), которые в полном объеме реализуются в настоящее время в отношении России, так и основные направления реализации государственной политики по вопросам формирования системы обеспечения международной информационной безопасности.
К числу первоочередных мер отнесены, в т.ч.:
- создание условий для принятия государствами - членами ООН Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности;
- продвижение национальных стандартов Российской Федерации в области информационной безопасности и содействие их принятию в качестве международных, региональных и межгосударственных стандартов;
- проведение организационно-штатных мероприятий, направленных на создание (укрепление) структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти и совершенствование координации и взаимодействия в области международной информационной безопасности.
К числу государственных органов - основных субъектов реализации государственной политики в области международной информационной безопасности, наряду с МИД России и Минобороны России, можно отнести: Минцифры России; Роскомнадзор; Прокуратуру РФ и Следственный комитет России.
Минцифры России, согласно Положения о Министерстве с 17.12.2021г. "участвует в пределах своей компетенции в реализации государственной политики РФ в области международной информационной безопасности", в т.ч. самостоятельно принимает нормативные правовые акты:
- требования к информационной безопасности информационных систем;
- требования для операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, в том числе находящихся за пределами территории РФ;
- требования для операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи к функционированию технических и программных средств, используемых в целях выявления в сети "Интернет" сетевых адресов, соответствующих доменным именам.
Роскомнадзор осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в этой сфере, в т.ч.: создание, формирование и ведение единой АИС "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено; мониторинг функционирования сети "Интернет" и сети связи общего пользования и принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в ИТКС.
При оценке результативности реализации полномочий Генеральной прокуратуры РФ, по – видимому, следует принимать во внимание, как наличие фактических дел, заявленных для защиты интересов РФ в международных судах, так и активное использование этого института в противных интересах другими странами, действующих по известной поговорке «валить с больной головы на здоровую». Так, при участии России в Международном суде ООН (в период 2015-2024гг. вице-президент Суда К.Геворгян (РФ), в настоящее время Украина оспаривает факт геноцида в отношении населения Донбасса, как ранее (с 2017г.) добивается признания действий России на Донбассе нарушением Международной Конвенции по борьбе с финансированием терроризма. В Международном уголовном суде в Гааге (хотя Россия и Украина не являются участниками Римского статута Международного уголовного суда, но Украина признает юрисдикцию Суда), приняты к рассмотрению два заявления Украины в отношении возможных преступлений, совершенных на ее территории страны с 21 ноября 2013 года[1].
По-видимому, для скорейшего завершения войны, развязанной с 2014г. националистическим режимом Украины на Донбассе, и успеха специальной военной операции России на Украине следует переходить от обороны к наступлению на всех фронтах войны информационной.
Предложения.
1. Обратить внимание Минцифры России на существенное запаздывание в реализации мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 12.04.2021 N 213 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности", прежде всего в части подготовки и принятия нормативных правовых актов и проведения организационно-штатных мероприятий, направленных на создание (укрепление) структурных подразделений, участвующих в реализации государственной политики в области международной информационной безопасности, а также совершенствование координации деятельности и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в данной области.
2. Внести изменения в ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") в части дополнительного урегулирования процедур взаимодействия при передаче результатов мониторинга Роскомнадзором в Генеральную прокуратуру РФ для последующей подготовки обратного обращения о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам; об изменении порядка ограничения доступа к информационным ресурсам с учетом необходимости дифференцированного подхода в части мониторинга ресурсов с наиболее опасными видами вредной информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность, в т.ч. в отношении недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, создающих угрозы для международной информационной безопасности, по которым требуется участие Генерального прокурора РФ или его заместителей.
3. Направлять предупреждения / уведомления с отметкой о получении в компетентные органы иностранных государств и в страны - депозитарии международных договоров в области информационной безопасности и защиты прав человека о распространении вредной и запрещенной к обороту информации, а также о международно-правовой и уголовной ответственности, как за ее дальнейшее распространение, так и за принятие решений на основе такой информации.
4. Рекомендовать размещение, как в информационном ресурсе «Объясняем.рф», так и на официальных сайтах государственных органов, СМИ и общественных организаций, а также межгосударственных объединений с участием РФ, посольств РФ и представительств Россотрудничества за рубежом ежедневно обновляемый актуальный перечень информационных источников, распространяющих вредную и запрещенную к обороту информацию.
5. Рекомендовать Генеральной прокуратуре РФ в рамках реализации полномочий, предусмотренных ст.39.1 и ст.39.2 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", более активное и эффективное принятие мер по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, в т.ч. СНГ и ЕАЭС, а также в иностранных и международных судах (в т.ч. Международном суде ООН, в Европейском Суде по правам человека) по делам о преступлениях на территории ДНР, ЛНР и Украины, предусмотренных международными договорами.
Комментарий подготовлен на основе доклада автора на круглом столе «Давление на российские СМИ и другие факты информационной войны-2022. Чем может ответить гражданское общество?», проведенном в Общественной палате Российской Федерации 2 марта 2022 г. Комиссией Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций в очном и онлайн-формате с участием ведущих телерадиокомпаний и информагентств. Полная версия доклада представлена в очередном номере журнала «Информационное право».
* Лопатин Владимир Николаевич, научный руководитель РНИИИС, главный редактор журнала "Информационное право", председатель национального и межгосударственного комитетов по стандартизации "Интеллектуальная собственность" ТК481/МТК550, доктор юридических наук, профессор, эксперт РАН, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
About the information war - 2022 and priority legal measures to limit it
Lopatin V.N., Scientific director of RNIIIS, MTC 550/ TC481 Chairman, Doctor of Law, Professor, Expert of the RAN, Honored Worker of Science of the Russian Federation
[1] https://www.icc-cpi.int/Pages/item.aspx?name=20220228-prosecutor-statement-ukraine