Обзор решений ВОИС

Обзор решений Комитета по развитию и интеллектуальной собственности ВОИС (22 сессия) [1]

 В Женеве (Швейцария)  19-23 ноября 2018г. состоялась Двадцать вторая сессия Комитета  по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС) Всемирной Организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

 

В 2007 г. Генеральная Ассамблея (ГА) ВОИС приняла Повестку дня в области развития (ПДР), содержащую 45 рекомендаций, которые были сгруппированы в шесть кластеров, и учредила КРИС, полномочия которого включают:

составление программы работы для выполнения принятых 45 рекомендаций Повестки дня в области развития (РПДР);

мониторинг, оценку, обсуждение и представление отчетности о выполнении всех принятых рекомендаций,

координацию деятельности в этой связи с соответствующими органами ВОИС;

обсуждение согласованных Комитетом вопросов в области ИС и развития, а также вопросов, по которым вынесено решение ГА.

КРИС начал свою работу в 2008 г. и в 2010 г.  принял  на своей пятой сессии Механизм координации, мониторинга и оценки и порядок отчетности, впоследствии утвержденный  ГА  ВОИС[2], который требовал от КРИС проведения независимого анализа выполнения рекомендаций повестки дня развития.

 Отчет о результатах работы ВОИС «объединяет в себе бывшие Отчет об управлении финансовой деятельностью (ОУФД) и Отчет о реализации программы (ОРП) и содержит всестороннюю и транспарентную оценку финансовых результатов и деятельности по программам за двухгодичный период 2016-2017 гг. С помощью этого отчета устраняется дублирование информации, представляемой в ОУФД, ОРП, Годовом финансовом отчете и финансовых ведомостях.  Работа по дальнейшей оптимизации формата будет продолжена в отчете за двухгодичный период 2018-2019 гг.[3].

В рамках повестки дня было закончено согласование и принятие решений  по семи вопросам  четырех предыдущих сессий КРИС (CDIP18/7, CDIP 19/3,  CDIP 20/3, CDIP 20/8, CDIP 21/8,11,15), главным из них был вопрос оказания технической помощи, которая оказывается по 31 программам ВОИС.

Оказание технической помощи[4]. ВОИС оказывает техническую помощь странам, находящимся на разных уровнях развития и выделяет около 21 процента средств своего бюджета на финансирование деятельности в целях развития. Эта деятельность осуществляется путем:

- организации мероприятий по укреплению потенциала;

- оказания ведомствам ИС содействия в их работе;

- предоставления рекомендаций по вопросам законодательства и политики;

-  обсуждения национальных стратегий в области ИС.

К основным документам  по оказываемой ВОИС технической помощи относятся:  Руководство по оказанию технической помощи в рамках ВОИС; Инструменты и услуги ВОИС в области развития; и Повестка дня ВОИС в области развития. Для определения практики, методов и механизмов используются следующие категории видов деятельности по оказанию технической помощи:[5]

- национальные стратегии в области ИС и планы развития;

- техническая и административная инфраструктура (технические решения для ведомств ИС, базы данных) обеспечивается в основном при помощи программного обеспечения WIPO IP Office Suite (состоит из трех взаимодополняющих систем: WIPO File, WIPO IPAS и WIPO Publish, работа которых обеспечивается компонентом Central Services)  и в рамках программы центров поддержки технологии и инноваций (ЦПТИ) - WIPO IP Office Suite;

- нормотворческая помощь;

- проекты, имеющие отношение к Повестке дня в области развития;

-  государственно-частные партнерства (многосторонние платформы).

Национальная стратегия в области ИС представляет собой определенный комплекс мер политики в отношении ИС и то, как эти меры должны приниматься в согласованном порядке в рамках национальной системы, разрабатываемых и реализуемых правительством для стимулирования и содействия эффективному формированию, развитию, использованию и охране ИС в стране.

Планы развития – это подробные планы действий по реализации проектов и мероприятий в соответствии с установленными приоритетами и с указанием конкретных сроков, ключевых показателей эффективности деятельности, базовых сценариев, рисков и допущений. Они служат полезными инструментами, при помощи которых заинтересованные государства-члены и ВОИС осуществляют мониторинг и оценку реализации проектов технической помощи и соответствующих мероприятий, как предусмотренных утвержденными национальными стратегиями в области ИС, так и реализуемых на основе результатов совместной оценки потребностей в области ИС и в соответствии с приоритетными задачами в этой области, которые необходимо решить на протяжении определенного периода времени.

Процесс разработки национальной стратегии включает в себя, помимо прочего, следующие компоненты:

Первоначальная оценка: ВОИС формирует основу для процесса разработки национальной стратегии в области ИС и поддерживает диалог с властями соответствующих стран и заинтересованными сторонами, имеющими отношение к разработке стратегии в области ИС на национальном уровне, с тем чтобы разъяснить задачи, методы и требования, предъявляемые к успешному процессу разработки стратегии в области ИС, а также заинтересовать власти стран и заручиться их политической поддержкой;

Проектная группа: Власти страны и ВОИС формируют проектную группу, в состав которой входят соответствующие требованиям квалифицированные национальные эксперты и международные консультанты, для установления фактов, проведения комплексного аудита ИС и подготовки документа с изложением стратегии и национального плана действий;

Кабинетное исследование: Проектная группа проводит кабинетное исследование, с тем чтобы ознакомиться с существующими документами по национальной политике, что позволяет всесторонне оценить цели развития страны, национальные стратегии и меры политики, а также определить оптимальные варианты приведения национальной стратегии в области ИС в соответствие с существующими приоритетами национального развития;

Данные и информация: Используя такой комплексный инструмент ВОИС, таких как вопросник базисного обследования, проектная группа собирает данные и информацию, с тем чтобы получить четкое представление о ситуации в сфере ИС в стране (аудит ИС), о слабых и сильных сторонах и существующем потенциале и, проанализировав собранные данные и информацию, реалистично оценить то, какие вопросы должны быть учтены в процессе разработки национальной стратегии в области ИС;

Национальные консультации и опросы: Индивидуальные национальные консультации проводятся для того, чтобы власти соответствующих стран и заинтересованные стороны имели возможность принимать активное участие в согласовании результатов аудита ИС и разработке национальной стратегии в области ИС. Эти консультации и опросы позволяют собирать дополнительные данные и информацию, а также способствуют привлечению самых разных заинтересованных сторон, имеющих отношение к ИС, к активному участию в процессе разработки национальной стратегии в области ИС;

Разработка стратегии: На основе замечаний, предложений и рекомендаций, собранных в ходе вышеупомянутых национальных консультаций, проектная группа приступает к выполнению порученной ей задачи – разработать национальную стратегию в области ИС и соответствующий план действий;

Согласование стратегии: Проводится второй раунд национальных консультаций, с тем чтобы согласовать проект стратегии и убедиться в том, что все замечания, предложения и рекомендации и вызывающие обеспокоенность вопросы, поднятые в ходе первого раунда консультаций, нашли отражение в соответствующем документе, который затем передается властям страны для ознакомления и одобрения; и

Реализация принятой стратегии: После утверждения и/или принятия национальной стратегии в области ИС властями страны начинается ее этап реализации в соответствии с основанным на конкретных проектах планом действий, рассчитанным на первые пять-шесть лет и определяющим приоритетные области деятельности. Затем цикл реализации стратегии повторяется. Национальная стратегия в области ИС должна периодически обновляться или даже полностью пересматриваться, с тем чтобы неизменно соответствовать потребностям страны.

Оценка потребностей является одной из наиболее важных стадий процесса оказания технической помощи и включает пять основных компонентов оценки потребностей:

 регулярные двусторонние консультации с соответствующими национальными ведомствами ИС;

- национальные планы действий, доводимые до сведения Регионального бюро страной, обращающейся за технической помощью;

- базы данных, имеющиеся в странах-бенефициарах и в ВОИС;

-базовые обследования;

- регулярные региональные координационные совещания с участием органов, отвечающих за проведение политики в области ИС.

К основным проблемам и факторам, ограничивающим возможности для проведения оценки потребностей, относятся:

- недостаток технических знаний у некоторых заинтересованных сторон в сфере ИС;

- трудности, возникающие в процессе координации работы, обусловленные высокой текучестью кадров на уровне высшего руководства;

- потенциальные проблемы, связанные с безопасностью и политической ситуацией; -  отсутствие координации между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами ИС.

Для их решения необходимы а) глубокое понимание социальных, культурных, экономических и политических условий в каждой из стран, субрегионов и регионов; б) повышение осведомленности заинтересованных сторон о значении ИС для достижения целей экономического, технологического и социального развития; в) институциональная память национальных ведомств ИС и преемственность проводимой ими политики; и г) плодотворное сотрудничество с постоянными представительствами в Женеве.

В этих целях было предложено:

- создание интернет-портала с контактной информацией о должностных лицах ВОИС и расположенных в Женеве представительствах;

-создание механизма, позволяющего корректировать планы и графики работы на год;

-совершенствование баз данных ВОИС в плане доступности, удобства использования и наличия информации на всех языках ООН, где  предусмотрена интеграция  базы данных ВОИС о технической помощи в области интеллектуальной собственности (IP-TAD)[6] в систему управления общеорганизационной деятельностью (УОД).;

-классификация стран мира на основе показателей эффективности работы, свидетельствующих о том, насколько успешно используется техническая помощь.

При обсуждении вопроса о создании интернет-портала  осталась открытой  длительная дискуссия о языках общения с учетом необходимости оплаты расходов из бюджета ВОИС  (на  трех языках, на одном) или , по предложению национальной  делегации США,  с  использованием возможности Google- перевода.

В рамках ВОИС созданы две  многосторонние платформы в области ИС и глобальных вопросов. Платформа WIPO Re:Search насчитывает 125 участников, в основном из числа научно-исследовательских учреждений, и позволяет организовать  сотрудничество со 113 учреждениями по использованию  связанных с ИС активов компаний и образовательных учреждений для активизации исследований в области борьбы с забытыми тропическими болезнями, малярией и туберкулезом. Главными целями этого сотрудничества являются лицензирование и передача опыта и технологий на основе руководящих принципов, в том числе минимальные условия лицензирования,  предоставление неопубликованных научных данных, организация стажировок сотрудников учреждений из развивающихся стран, подготовка и распространение информационных материалов и организация обучения руководителей ведомств ИС.

Платформа WIPO Green представляет собой многоотраслевой и многосторонний консорциум, в котором участвуют 80 организаций-партнеров, представляющих примерно 50 стран и занимающихся различными вопросами, связанными с изменением климата и внедрением «зеленых» технологий. Она служит своего рода интерактивным рынком, на котором те, кто может предложить «зеленые» технологии, идеи и услуги, могут наладить отношения с теми, кого интересуют креативные и инновационные решения. При этом  в процессе согласования остаются ключевые принципы: прозрачность деятельности на рынке; партнерские отношения, обеспечивающие взаимодействие и способствующие передаче технологий; полное понимание потребностей в эффективном внедрении «зеленых» технологий; права ИС как инструмент политики, способствующей инновациям; и беспрепятственное заключение контрактов, обеспечивающих эффективное внедрение и применение технологий.

Трансфер технологий в рамках ВОИС включает следующие стадии:

- подача заявки страной-бенефициаром;

- рассмотрение заявки и выбор партнера из числа национальных учреждений;

-подписание соглашения о партнерстве между страной-бенефициаром и ВОИС, в котором определяются функции и обязанности сторон;

-создание Национальной экспертной группы (НЭГ);

-назначение председателя НЭГ;

- привлечение национальных и внешних экспертов для оказания содействия НЭГ;

- оценка потребностей в различных областях;

- подготовка запроса на поиск технологии в области деятельности, в которой выявлены потребности;

- передача отчета о поиске технологии государствам-членам, являющимся технологическими донорами;

-  подготовка технического задания по составлению отчета о технологической среде;

- составление отчета о технологической среде и его утверждение;

- подготовка бизнес-плана внедрения соответствующей технологии;

По завершении всех этих стадий начинается процесс оценки, обеспечивающий надлежащее внедрение обеими сторонами – бенефициаром и донором. В конце процесса внедрения технологии проводится анализ окончательных результатов.

Мониторинг является непрерывной функцией, необходимой для отслеживания прогресса в работе, ориентированной на достижение конкретных результатов и установленных целей, и позволяет решать выявленные проблемы в процессе реализации проектов. В процессе оценки осуществляется сбор информации о работе на определенных стадиях цикла реализации с целью оценки эффективности и результатов работы. ВОИС использует два разных способа оценки: самооценку и независимую оценку. И мониторинг, и оценка используются директивными органами для получения информации, позволяющей им более эффективно принимать меры и извлекать уроки, которые могут оказаться полезными для реализации будущих проектов.

Например, к основным инструментам мониторинга и оценки деятельности в области РСТ относятся:

- опросы всех государств-участников РСТ об обучении, юридической помощи, техническом (ИТ) сотрудничестве и обработке заявок по процедуре РСТ (проводятся раз в два года и опросные листы направляются ведомствам ИС, которые заполняют их в режиме онлайн). В последнем опросе приняли участие 40% всех государств-членов, из которых 96% сочли работу удовлетворительной. Высказанные мнения были использованы в качестве одного из показателей эффективности работы при составлении ежегодных отчетов о реализации программ (ОРП) и послужили основой для повышения эффективности;

- опросы пользователей РСТ, в ходе которых высказываются мнения об информационных ресурсах, обучении и обработке заявок по процедуре РСТ (в последнем таком опросе было предложено принять участие приблизительно 10 000 пользователям, из которых на вопросы ответили 10% и 89% из них признали работу удовлетворительной, было получено более 1 000 комментариев в произвольной форме);

-  распространение  опросных листов  об актуальности, качестве и полезности информационного наполнения;

- составление отчетности по всем видам деятельности по оказанию технической помощи в рамках РСТ, содержащей информацию по всем видам технической помощи, оказываемой развивающимся странам, а также план работ на будущее.

С учетом положительного опыта проведения в 2016г.  принято решение о проведении на постоянной основе Международной конференции по интеллектуальной собственности и развитию  раз в два года в течение первых шести лет, начиная с двухлетнего периода 2018–2019 гг., в первой половине второго года с бюджетного цикла ВОИС  в формате пленарных заседаний (с синхронным переводом на рабочие языки – шесть официальных языков ООН). Для конференции в первой половине 2019г.  выбрана тема «Как эффективно использовать возможности системы».

Кроме того,  рекомендовано в рамках нового пункта повестки дня «ИС и развитие» в ходе сессий  КРИС провести заседания для обмена опытом по теме «Интеллектуальная собственность и  инновации: национальные инновационные стратегии и роль охраны интеллектуальной собственности в обеспечении инновационной деятельности», а также по другим возникающим вопросам, связанным с интеллектуальной собственности. Группа B считает, что такие обсуждения будут полезны, если в них примут участие национальные эксперты, непосредственно знакомые с этими вопросами и работающие над ними. Такой подход к выполнению рекомендации будет способствовать обмену стратегиями и передовой практикой государств-членов при решении вопросов, касающихся ИС и развития. [7]

По основной  повестке было рассмотрено  16 вопросов, в т.ч. утверждение отчетов по исполнению ранее принятых решений[8].  Наибольший интерес представляют вопросы, имеющие общее значение для всех стран:

-Перечень показателей для оценки услуг и мероприятий ВОИС в области - передачи технологии[9];

-  Отчет о независимой оценке проекта "Интеллектуальная собственность (ИС) и социально-экономическое развитие – этап II"[10];

- О внутренней координации, сотрудничестве с ООН, национальными и региональными ведомствами интеллектуальной собственности[11]

- «Вклад различных органов ВОИС в выполнение соответствующих рекомендаций Повестки дня в области развития» (документ WO/GA/50/13, принятый ГА  ВОИС на пятидесятой сессии, состоявшейся в Женеве 24 сентября–2 октября 2018г.)[12];

- проект «Интеллектуальная собственность, туризм и культура:  поддержка целей в области развития и популяризация культурного наследия в Египте и других развивающихся странах» (CDIP/15/7 Rev.)[13];

- Опроекте CDIP/21/14 «Интеллектуальная собственность, туризм и гастрономия Перу: содействие развитию туризма и гастрономии Перу с помощью интеллектуальной собственности», целью которого  является повышение осведомленности о правах интеллектуальной собственности (ИС) в сфере кулинарных традиций (потребления пищевых продуктов и напитков) на предмет использования в секторе туризма Перу [и других развивающихся стран] и создание благоприятных условий для документального оформления, развития и устойчивого использования кулинарных традиций и культуры всех стран[14];

-«Пилотный проект в области авторского права и распространения контента в цифровой среде»[15] (предложение Правительства Республики Бразилия). Цель предлагаемого пилотного проекта – получить четкую информацию о национальных режимах авторского права и смежных прав, применимых к лицензированию и распространению аудиовизуального контента в цифровой среде. Сложный рынок аудиовизуальной продукции остается объектом нескольких государственных инициатив, целью которых является стимулирование местного производства аудиовизуального контента. В центре внимания этих инициатив, как правило, оказывается начальная стадия создания аудиовизуального продукта, а именно – финансирование его производства[16]. Однако важно отметить, что в аудиовизуальной отрасли финансирование и распространение контента обычно взаимосвязаны, поэтому во многих случаях распространение контента является необходимым условием производства. Например, финансирование можно обеспечить только заранее продав исключительные права интеллектуальной собственности на контент покупателю, отвечающего за его распространение[17]

По мере развития цифровых платформ для оказания аудиовизуальных услуг появляются альтернативные возможности для распространения (а значит и для финансирования) местного контента, который до сих пор не мог дойти до потребителя через кино или телевидение. В нескольких регионах объем потребления аудиовизуального контента в цифровом формате растет в геометрической прогрессии.В то же время, местные организации вещания также распространяют свой контент по цифровым каналам, в результате чего население получает аудиовизуальный контент, в том числе местного производства, в большем объеме при помощи цифровых средств. Как и в случае традиционной цепи создания добавленной стоимости, новые каналы распространения аудиовизуального контента полагаются на авторское право и смежные права для обеспечения того, чтобы авторы и правообладатели получали причитающееся им вознаграждение. Охрана авторского права приобретает еще большее значение, поскольку контент становится легкодоступным на огромных территориях, если он распространяется в цифровом формате. Несмотря на меняющийся ландшафт, вполне возможно, что некоторые давно устоявшиеся модели финансирования производства аудиовизуальной продукции[18], такие как предварительная продажа исключительных лицензий, все еще могут играть важную роль[19]

В Латинской Америке объем аудиовизуального контента, распространяемого в цифровом формате, существенно увеличился[20] за последние годы. По оценкам, доходы от цифровых платформ в этом регионе достигнут 4,6 млрд долл. США к 2022 г., при том что в 2016 г. они составляли 1,87 млрд долл. США, а в 2010 г. равнялись нулю[21]. Возможно, что в то время как цифровые платформы восполняют пробелы в традиционных каналах распространения контента[22], они также открывают дополнительные возможности для местных создателей контента и потребителей. Некоторые из этих новых возможностей уже налицо: более 50 латиноамериканских аудиовизуальных программ финансируются ведущим потоковым сервисом[23]. В то же время, традиционные аудиовизуальные сервисы начали предлагать свой контент в цифровом  формате, в результате чего контент стал более доступным в Интернете.

В рамках сессии был проведен семинар "Женщины и интеллектуальная собственность". При определении повестки дня очередных заседаний было поддержано предложение Бразилии и России о включении  на 23-ю сессию КРИС ВОИС (май 2019г.) вопроса "Интеллектуальная собственность и и развитие цифровой среды".



[1] Обзор подготовил  научный руководитель РНИИИС профессор В.Н. Лопатин, принявший  в работе сессии КРИС ВОИС и представляющий РНИИИС в качестве наблюдателя, который ранее был аккредитован в соответствии сПравилами  процедуры Комитета по развитию и интеллектуальной собственности о возможности аккредитации  межправительственных и неправительственных организаций в качестве наблюдателей ad hoc (См.:http://www.wipo.int/ip-development/en/agenda/coordination_mechanisms.html;  http://www.wipo.int/edocs/mdocs/mdocs/ru/cdip_21/cdip_21_summary.pdf )

[2] См. документ CDIP/1/3 «Исходный рабочий документ для Комитета по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС)», размещенный по адресу: http://www.wipo.int/meetings/en/doc_details.jsp?doc_id=92813

 

[3] Отчет о результатах работы ВОИС, Комитет по программе и бюджету, 28-я сессия, сентябрь 2018 г., WO/PBC/28/7

[4] Отчет о круглом столе  ВОИС «Техническая помощь и укрепление потенциала: обмен опытом и информацией об инструментарии и методиках», который  состоялся в штаб-квартире ВОИС в Женеве 12 мая 2017 г.// Приложение CDIP/20/3

[5] Обзор ВОИС существующей практики, механизмов и методов оказания технической помощи//  http://www.wipo.int/meetings/en/doc_details.jsp?doc_id=335277. 

[6] База данных ВОИС о технической помощи в области интеллектуальной собственности (IP-TAD) содержит информацию о деятельности по оказанию технической помощи в странах-бенефициарах из числа развивающихся стран, НРС и стран с переходной экономикой.

[7] Приложение №1 CDIP/21/11

[8]  CDIP/22/2- CDIP/22/5

[9] CDIP/22/7

[10] CDIP/22/9

[11] CDIP/22/11

[12] CDIP/22/13

[13] CDIP/22/4

[14] CDIP/22/14

[15] CDIP/22/15

[16] См., например, аудиовизуальную программу MERCOSUR: http://www.recam.org/pma/

[17] Описание других моделей финансирования см. в WIPO, From script to Screen на следующей странице: http://www.wipo.int/publications/en/details.jsp?id=261&plang=EN

[18] WIPO, From Script to Screen: The Importance of Copyright in the Distribution of Films. См. на следующей странице: http://www.wipo.int/publications/en/details.jsp?id=261&plang=EN

[19]  Европейская аудиовизуальная обсерватория, Territoriality and its impact on the financing of audiovisual works. Strasbourg, 2015. См. на следующей странице: https://rm.coe.int/168078347f

[20] В 2017 г. на каждого нового подписчика на платные телеканалы приходилось три новых подписчика на Netflix и другие OTT-сервисы, как отмечается в пресс-релизе компании HIS Markit, опубликованном на следующей странице: https://technology.ihs.com/601159/global-digital-pay-tv-subscriptions-exceeded-one-billion-in-2017-ihs-markit-says

[21] Информация опубликована на следующей странице: https://www.broadbandtvnews.com/2015/06/21/latin-america-ott-tv-and-video-ready-for-take-off/

[22] MTM, Prospects for premium OTT in Latin America. 2016. Опубликовано на следующей странице: https://www.vindicia.com/resources/analyst-reports-reviews/prospects-premium-ott-latin-america-mtm

РНИИИС

 

ТК-481

Новости

Мероприятия

 Контакты

127083, Москва, ул. Юннатов, д. 18

Тел./факс: +7 (495) 369-40-08

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Обзор решений ВОИС - РНИИИС (Республиканский НИИ интеллектуальной собственности, Россия) Интеллектуальная собственность, авторские права, патенты © РНИИИС 2024