Армия 2024
14 сентября 2024г. в рамках Международного военно-технического форума «Армия» в конференц-зале главного выставочного павильона КВЦ «ПАТРИОТ» прошел круглый стол на тему «Развитие нормативно-правовой базы в системе создания высокотехнологичной продукции предприятиями ОПК с привлечением малого и среднего предпринимательства». Организаторами мероприятия выступили Главное управление связи Вооруженных Сил Минобороны России, МОО «Московская ассоциация предпринимателей» при поддержке Комиссии «Создавай Российское» (технологический суверенитет) федерального партийного проекта Единой России «Выбирай свое».
С основным докладом на тему «Модели и условия коммерциализации интеллектуальной собственности на предприятиях ОПК в современных условиях» выступил Владимир Лопатин - научный руководитель РНИИИС, председатель межгосударственного и национального технических комитетов по стандартизации «Интеллектуальная собственность» МТК 550 / ТК481, председатель Комиссии АЮР по интеллектуальной собственности, эксперт ООН, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
В частности, он акцентировал внимание, что, по данным федеральных законов об исполнении федерального бюджета за 2022 / 2023 годы при затратах из бюджета на НИОКТР –1,436 /1,8 трлн. р. доходы от коммерциализации интеллектуальной собственности (далее - ИС) по итогам его исполнения составили соответственно 1,6 млрд./1, 3 млрд. рублей (0,001% от расходов на НИОКТР или 0,006% от доходов), в т.ч. МО РФ – 340 млн./ 771 млн.р. Неудовлетворительное состояние дел в экономике ИС при росте бюджетных затрат в НИОКТР в РФ в 21 столетии, более чем в 70 раз, требует принятия первоочередных мер, включая изменения в государственной политике и нормативном правовом регулировании. В целом, в рейтинге ООН GII-2023 по индексу капитализации ИС в нематериальных активах и индексу качества регулирования в сфере ИС из 132 стран мира, участвующих в рейтинге глобального инновационного развития, страны СНГ занимают соответственно: Азербайджан 96 /74, Армения 68 / 64, Беларусь 103 / 121, Казахстан 82 / 66, Кыргызстан 104 / 103, Россия 40 / 101, Таджикистан 126 / 128, Узбекистан 86 /104 место.
Основные положения доклада нашли отражение в итоговой резолюции, поддержанной участниками мероприятия, которая была направлена организаторами в Государственную Думу ФС РФ, Администрацию Президента РФ и Правительство России
Среди предложений по развитию нормативно-правовой базы особо были выделены:
на международном и региональном уровнях:
- внести коррективы в Концепции развития промышленной кооперации (2023) и сотрудничества государств - участников СНГ по развитию производства высокотехнологичного энергетического оборудования (2018) и План (комплекс мер) по их реализации в части целеполагания, задач и механизмов создания добавленной стоимости и обеспечения конкурентоспособности за счет оборота / коммерциализации ИС, предусмотренных Соглашением о формировании и развитии рынка интеллектуальной собственности государств - участников СНГ (2018);
- внести поправки в Договор о ЕАЭС в части цели и задач развития евразийского рынка интеллектуальной собственности с переходом на международный режим исчерпания исключительного права на все ОИС в ЕАЭС (так как коммерциализация интеллектуальной собственности в документах ЕАЭС не заявлена ни в качестве цели, ни в качестве задачи или направления интеграции);
- предусмотреть при подготовке проекта плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года "Евразийский экономический путь" (Распоряжение ВЕЭС от 25.12.2023 № 6) для утверждения в 2025г. раздел «Цели, задачи, показатели развития евразийского рынка интеллектуальной собственности», как условия обеспечения национальной конкурентоспособности и технологического суверенитета;
- предусмотреть подготовку и принятие Стратегии и программы формирования и развития евразийского рынка интеллектуальной собственности на межгосударственном уровне в ЕАЭС (актуальность подтверждается с 2016г.) и на национальном уровне в РФ и Плана ("дорожной карты") по их реализации с учетом сложившихся в мире объективных закономерностей развития рынка ИС и особенностей их реализации в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве с учетом опыта КНР;
-предусмотреть приоритетное развитие региональной и международной стандартизации в сфере интеллектуальной собственности, включая создание международного комитета по стандартизации в ИСО / МЭК в сфере интеллектуальной собственности с учетом опыта деятельности ТК 481/ МТК 550 «Интеллектуальная собственность» с секретариатом на базе РНИИИС в РФ и СНГ.
на федеральном уровне:
- при оценке результативности НИОКР в государственной политике, нормативно- правовом регулировании и заключении /исполнении госконтрактов, в т.ч. в рамках ГОЗ, обеспечить переход с информационных показателей (публикации и их цитирование, патенты и патентные заявки) на экономические показатели результативности НИОКТР (создание добавленной стоимости от оборота ИС, доля ИС в ценообразовании конечной продукции (товаров, работ, услуг), в капитализации активов предприятий и организаций (через нематериальные активы), в привлечении инвестиций (в т.ч. под залог ИС, и т.п.);
- провести корректировку показателей Концепции технологического развития - 2030 (утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р), т.к. в н.в. ключевые стартовые условия те же, что и в 2010г. в Стратегии инновационного развития РФ-2020 (доля промышленных предприятий с технологическими инновациями 11,9 % - 10%; доля инновационной продукции в объеме промышленной продукции 5% - 4,9%), единственным показателем достижения заявленных целей технологического развития в сфере интеллектуальной собственности рост числа заявок на изобретения и полезные модели в 2,4 раза);
-провести централизацию функций в госполитике и нормативно-правовом регулировании в РФ в сфере интеллектуальной собственности в одном ФОИВ, подчиненном Правительству РФ (в н.в. более 10 ФОИВ отвечают за госполитику и нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Проекты Указа Президента РФ и Постановления Правительства РФ ранее направлены от Ассоциации юристов России в Администрацию Президента РФ и Правительство РФ);
- поддержать предложения Ассоциации юристов России по внесению изменений и дополнений в федеральные законы и подзаконные НПА (проекты направлены в Государственную Думу, Правительство РФ и Минфин России):
- в ст. 128 ГК РФ (восстановить информацию в составе объектов гражданских прав для последующего легального включения в гражданско- правовой оборот научно- технической документации (результат более 80% всех контрактов в сфере ГОЗ);
- в ч. 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ (привести перечень объектов НМА в соответствие со ст. 1225 ГК РФ);
- в пп. 3.6 п.1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (снять ограничение по срокам (до 31.12.2024) для применения налоговой льготы, по которой при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущественных прав на РИД, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав);
- в ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» (п.6, п.8, п.11, п.12, п.14, п. 45), где заложена ошибочная модель, по которой в качестве объектов НМА одновременно признаются как ОИС, так и совокупность прав на них, что противоречит ст. 129 ГК РФ (ОИС объектами оборота не являются);
- предложить в соответствии с Положением о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией» (утв. Постановлением Правительства РФ № 1567 от 30.12.2016 в ред. от 12.03.2024) при одновременном действии на территории РФ двух стандартов по патентным исследованиям (ГОСТ Р 15.011-96 (для предприятий ОПК) и ГОСТ Р 15.011-2024 (для всех) с одним названием и по одному предмету регулирования, учитывая, что эти стандарты не являются отраслевыми стандартами, содержат единые требования для оборонной и н/х продукции Росстандарту внести изменения в приказы от 13.02. 2024 г. N 208-ст: «ГОСТ Р 15.011-2024 введен взамен ГОСТ Р 15.011-96 и ГОСТ Р 15.011-2022» и Минобороны России включить ГОСТ Р 15.011-2024 в сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции.
На отраслевом уровне в целях обеспечения национальной конкурентоспособности и технологического суверенитета через экономику интеллектуальной собственности для сферы связи, радиоэлектроники и телекоммуникаций создать отраслевой центр компетенций по интеллектуальной собственности на базе НИИР с участием РНИИИС.
Также в рамах деловой программы Форума 13 сентября 2024г. прошло заседание экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности при Комитете Государственной Думы РФ по промышленности и торговли на тему «Актуальные вопросы развития электронной и радиоэлектронной промышленности РФ», где при обсуждении проекта программы развития электронной и радиоэлектронной промышленности В.Н. Лопатин акцентировал внимание участников на необходимости корректировки экономических показателей реализации программы с учетом возрастания роли интеллектуальной собственности и нематериальных активов в инновационном и цифровом развитии экономики.
Пресс-служба РНИИИС