Интеллектуальная собственность и стандартизация как обязательные условия конкурентоспособности страны
В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена цель -«ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа». О роли интеллектуальной собственности в инновационном развитии страны в интервью журналу «Стандарты и качество» рассказывает научный руководитель Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС), председатель межгосударственного и национального технических комитетов по стандартизации (МТК 550 и ТК 481) «Интеллектуальная собственность», доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, эксперт РАН, эксперт ООН В.Н. ЛОПАТИН.
Полный текст статьи.
Интеллектуальная собственность и Евразийский финансовый рынок
Перспективы дальнейшей евразийской интеграции определяет единый финансовый рынок, который, исходя из решений Евразийской экономической комиссии (№ 146 от 27 сентября 2016 года) и высшего Евразийского экономического совета должен функционировать в ЕАЭС и заработать в полную силу с 2025 года. Что же необходимо сделать, чтобы наряду с рынками товаров, работ и услуг через 7 лет в рамках Евразийского экономического союза состоялся кредитный, страховой и фондовый рынки, и какова в этом роль интеллектуальной собственности с учетом общемировых закономерностей и особенностей стран СНГ и ЕАЭС в рамках заявленной цифровой повестки?
Открыть полную версию статью
О конкуренции в науке
Аннотация. Статья подготовлена на основе доклада автора на совместном заседании Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции, Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ по праву и Президиума ФАС России 24 октября 2017 г. Целью автора является исследование причин несоответствия заявленных приоритетов технологической модернизации и инновационного развития и целевых показателей, в качестве которых были предложены публикации и патенты/патентные за- явки. Методы: сравнительный правовой и экономический анализ, статистических наблюдений, формально-логический, научное моделирование. Результат. При периодизации становления государственной политики в этой области (4 этапа) за 25 лет автор показывает, что по этим показателям Россия лидирует в мире: внутренние национальные расходы на науку — 8 место в мире; по числу патентных заявок и получаемых патентов — 6–7 место в мире. РАН занимает 3-е место в мире по количеству научных публикации среди 2080 лучших научно-исследовательских организаций. В то же время Россия имеет только 0,3–0,5% продажи доли наукоемкой продукции в мировой торговле. По оценке Минэкономразвития России, существенной проблемой является отсутствие действенных механизмов перевода новых научных знаний в прикладные результаты. С созданием ЕАЭС с 1 января 2015 г. курс на бесплатный экспорт отечественных разработок в ви- де «информационного сырья» для США и стран ЕС был сохранен. К основным негативным последствиям использования в качестве основных целевых показателей индикаторов информационной открытости (число публикаций и их цитируемость, число патентных заявок и патентов) для оценки результативности научной деятельности в РФ автор относит: недостижение ключевых целей инновационного развития и обеспечения конкурентоспособности; сохранение прежней структуры расходов на НИОКР с малым участием бизнеса; высокая коррупциогенность сферы госзакупок на НИОКР; «дырявая» учетная политика в отношении результатов НИОКР, созданных при бюджетном финансировании, что ведет к росту «серого» и «черного» оборота и экспорта таких РИД и прав на них; рост недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной соб- ственности; монополизация деятельности по оценке результативности российской науки (по публикациям и их цитированию) в частных кампаниях, в т.ч. находящихся за рубежом, и создание на этой основе специального сектора бизнеса, нередко основанного на недобросовестной конкуренции. Настоятельно необходим переход в системе оценок и индикативных показателей, в т.ч. на стратегическом, программном, региональном и корпоративном уровнях от информационных показателей (публикации и патенты, через которые мы бесплатно извещаем весь мир о своих достижениях), к показателям экономики интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: стратегия, госпрограмма, наука, технологии, инновации, показатели, интеллектуальная собственность, «экономика знаний», публикации, патенты, рейтинги, конкурентоспособность.
Abstract. The article prepared on the basis of the report of the author at the joint meeting of the Scientific Coun- cil of RAS on problems of protection of competition, the Expert Council of Higher attestation Commission under Ministry of education and science of the Russian Federation and the Presidium of the FAS of Russia on 24 October 2017. Purpose. to study the reasons for non-compliance of the declared priorities of technological modernization and innovation development and the targets, which were proposed publications and patents/patent applications. Methods: comparative legal and economic analysis, statistical observations, formally logical, scientific modeling. Results. At periodization of formation of the state policy in this area (4 stages) for 25 years the author shows that on these indicators Russia leads in the world: domestic national expenses on science — the 8th place in the world; on number of patent applications and the received patents — the 6th–7th place in the world. RAS ranks 3rd in the world in the number of scientific publications among the top 2080 research organizations. At the same time, Russia has only 0.3–0.5% of the share of high-tech products in world trade. According to the Ministry of economic devel- opment of Russia, a significant problem is the lack of effective mechanisms for translating new scientific knowledge into applied results. The author considers the main negative consequences of the use of indicators of information openness (the number of publications and their citation, the number of patent applications and patents) as the main target indicators for assessing the effectiveness of scientific activity in the Russian Federation: failure to achieve the key goals of innovative development and ensuring competitiveness; preservation of the former structure of R & d expenditures with small business participation; high corruption rate in the sphere of public procurement for R & d; «leaky» accounting policy with respect to the results of R & d created with budget financing, which leads to the growth of «gray» and «black» turnover and export of such REIDS and their rights; the growth of unfair competition in the field of intellectual property; monopolization of activities to assess the effectiveness of Russian science (pub- lications and their citation) in private campaigns, including those abroad, and the creation on this basis of a special sector of business, often based on unfair competition. There is an urgent need for a shift in the system of estimates and indicative indicators, including at the strategic, programmatic, regional and corporate levels, from information indicators (publications and patents, through which we inform the world about our achievements free of charge) to indicators of the economy of intellectual property.**
Keywords: strategy, state programme, science, technology, innovation, indicators, intellectual property, knowledge economy, publications, patents, ratings, competitiveness.
Открыть полную версию статью
Интеллектуальная собственность и конкурентоспособность России
Эфир 16 Апреля 2018, 23:00
Как увеличить стоимость компании?
Совет директоров и интеллектуальная собственность компании
13 октября 2017 года в Московской Бирже состоялось заседание Комитета по корпоративному управлению и инвестициям на тему: Совет директоров и повышение стоимости российских компаний за счет интеллектуальной собственности и нематериальных активов: практические аспекты. К участию были приглашены и зарегистрировались около 80 собственников и руководителей, представляющих, как советы директоров, так и менеджмент российских компаний и их объединений, заинтересованных в привлечении прямых инвестиций и докапитализации за счет интеллектуальной собственности. Организаторами выступили Ассоциация менеджеров России, Российский институт директоров при участии Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС.
Коррупция в НИОКР и ФАС
6-7 декабря 2016г. в Инновационном центре «Сколково» (г. Москва) состоялась II Международная научно-практическая Конференция «Антимонопольная политика в условиях новой экономики». Пленарное заседание, модератором которого был Артемьев И.Ю., руководитель ФАС России, было посвящено обсуждению глобальных вызовов, стоящих перед конкурентным сообществом в условиях новой экономики. Участники Пленарного заседания обсудили, как антимонопольное сообщество должно вырабатывать новые подходы к регулированию рынков, которые носят все более глобальный и трансграничный характер. Поскольку решение упомянутых вопросов невозможно без привлечения широкого круга экспертов, ученых, представителей конкурентных ведомств, к участию и выступлению на Пленарном заседании приглашены авторитетные представители экспертного и научного сообществ, а также представители руководства зарубежных конкурентных ведомств.
Управление рисками интеллектуальной собственности в авиастроении
Доклад В.Н. Лопатина, директора РНИИИС, доктора юридических наук
Аннотация: В докладе анализируется причины, почему в России систематически срываются сроки и не достигаются ожидаемые результаты в политике, экономике и законодательстве при решении проблем формирования современного цивилизованного рынка интеллектуальной собственности как одного из ключевых условий инновационного развития и комплексной модернизации национальной экономики. Обосновываются предложения по совершенствованию государственного регулирования в этой сфере при создании единого органа администрирования. Подробно на основе сравнительного анализа более 20 федеральных законов и норм международного права, данных практики их применения во всех трех предметных областях, установленных ГК РФ для интеллектуальной собственности (правовая охрана, использование/коммерциализация и правовая защита) исследуются проблемы и «закладки» в национальном законодательстве и их причины, предлагаются пути решения. Автор анализирует систему показателей оценки результативности научных исследований и разработок и их значение для формирования экономики интеллектуальной собственности как условия инновационного развития на примере авиационной промышленности.
Ключевые слова: государственное регулирование, риски интеллектуальной собственности, инвестиции, инновационные проекты, рынок интеллектуальной собственности, система показателей, оценка результативности, научные исследования и разработки, унификация, термины, коллизии, стандарты, правовая охрана, использование, оборот, правовая защита, юридическая ответственность.
Красноярский край: инновации или имитации?
Статья В.Н. Лопатина, директора РНИИИС, доктора юридических наук
Настоящая статья подготовлена на основе доклада автора на III Инновационном форуме (г. Железногорск, Красноярский край, 30 ноября 2013г.) с позиций накопленного опыта исследования и диагностики проблем инновационного развития и практики их решения с участием РНИИИС, как на уровне вуза, предприятия и корпорации, так и на региональном уровне. В условиях, когда под предлогом и прикрытием инноваций за последнее десятилетие уже освоены триллионы бюджетных средств, а воз и ныне там, наиболее актуальными являются вопросы выявления и управления рисками при инвестировании инновационного развития, в т.ч. в рамках кластерной политики, что позволяет избежать имитации и очередного «освоения» средств без достижения искомого результата.