Антиконтрафакт-2017
В период с 14 по 16 сентября 2017 года в Республике Кыргызстан, г.Бишкек (Резиденция №1 Президента Республики Кыргызстан) состоялся Пятый Международный форум «Антиконтрафакт-2017», посвященный проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции и защиты интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции.
Организаторами форума выступили Правительство Республики Кыргызстан, Евразийская экономическая комиссия, Минпромторг России, Международная ассоциация «Антиконтрафакт» при участии и содействии Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС .
Форум «Антиконтрафакт» стал центральной дискуссионной площадкой в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), где представители министерств и ведомств государств-членов ЕАЭС, главы крупных компаний и организаций, ведущие международные эксперты в этой области, представители науки и общественности обсудили проблемы защиты рынков от незаконного оборота контрафактной промышленной продукции, обеспечения защиты интеллектуальной собственности, а также вступить в конструктивный диалог и выработать совместные решения в целях формирования цивилизованного рынка товаров и услуг.
В рамках форума проведены два пленарных заседания, 11 секций и три круглых стола, где были рассмотрены вопросы таможенного, технического регулирования, стандартизации и сертификации, формирования кадрового потенциала, гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере незаконного оборота промышленной продукции, защиты от недобросовестной конкуренции, в т.ч. прав на результаты интеллектуальной деятельности и потребительского рынка. В рамках форума также состоялось заседание Подкомитета по координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при Консультативном комитете по интеллектуальной собственности Евразийской экономической комиссии.
С основными докладами на Форуме выступили Виктор Евтухов – Заместитель председателя Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, Асламбек Аслаханов – Президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт», д.ю.н., профессор; Арзыбек Кожошев - Министр экономики Кыргызской Республики, Андрей Батуркин – Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России, Николай Кушнарев -директор Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии, Аскар Кишкембаев - Руководитель Секретариата Члена Коллегии (Министра) ЕЭК по экономике и финансовой политике.
В рамках программной части Форума с докладами на пленарном заседании, двух секционных заседаниях и круглом столе выступил Владимир Лопатин, генеральный директор Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС, председатель межгосударственного (МТК 550) и национального технического комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность» ТК481, заведующий базовой кафедрой РНИИИС «Управление интеллектуальной собственностью» РЭУ им. Г.В.Плеханова, доктор юридических наук, профессор.
В своих выступлениях он акцентировал внимание участников Форума на следующих выводах, которые можно сделать из анализа законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.
Во-первых, между ростом рынка контрафактной продукции и отсутствием рынка интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС и СНГ есть прямая взаимозависимость и взаимообусловленность. В условиях, когда мировой рынок интеллектуальной собственности в 21 столетии вырос в 4 раза и превышает 15% ВВП, национальные рынки интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС остались на прежнем уровне (менее 1%). При переходе к цифровой экономике доля добавленной стоимости от оборота интеллектуальной собственности в ценообразовании произведенных товаров, работ/услуг и финансов будет только возрастать, что в свою очередь будет усиливать конкуренцию в этой сфере. Реализация заявленных стратегических целей РФ и ЕАЭС стать мировыми лидерами в отдельных отраслях цифровой экономики (производство и оборот товаров, работ/услуг и финансов с использованием цифровых технологий) предполагает готовность вступить в конкурентную борьбу за такие рынки в качестве продавцов, а не покупателей в нынешнем качестве. Такую конкурентоспособность обеспечивает рынок интеллектуальной собственности при замене информационных показателей так называемой экономики знаний (публикации, конференции, патенты и патентные заявки) на экономические показатели создания добавленной стоимости при обороте интеллектуальной собственности. Это обеспечивает баланс интересов и инновационную мотивацию отечественных правообладателей, без участия которых эффективная защита от контрафакта усилиями только госструктур невозможна.
Во- вторых, в последнее десятилетие сложилось устойчивое противоречие между патентной монополией на результаты интеллектуальной деятельности и возможностями развития конкуренции на рынках товаров, работ и услуг с использованием таких объектов патентного права.
В условиях, когда продается ежегодно не более 1-2 процентов интеллектуальной собственности, охраняемой патентами во всех странах ЕАЭС и СНГ, отечественные патентообладатели прекращают платить патентные пошлины и патенты после трех лет прекращают свое действие. Результаты интеллектуальной деятельности, зачастую полученные при бюджетном финансировании, при возможном сроке правовой охраны 20 лет переходят в режим свободного использования через 2-3 года с момента выдачи патента. Эти нередко пользуются иностранные кампании, в т.ч. ТНК, которые при небольших доработках вновь патентуют эти технические решения на себя. Каждый второй патентообладатель сегодня в РФ – иностранец, а по отдельным отраслям и видам технологий эта доля еще выше – до 90%. При этом совместные предприятия не создаются, лицензионные договоры с отечественными производителями не заключаются, вытесняя тем самым с национальных рынков отечественные кампании в угоду интересам международным и иностранным ТНК.
По смыслу норм международного права защита от недобросовестной конкуренции должна предусматривать такие слагаемые, как:
- защита исключительных прав правообладателей со стороны нарушителей и третьих лиц;
- защита при злоупотреблении правами со стороны правообладателей, в т.ч. неиспользование объектов интеллектуальной собственности;
- защита от монополии правообладателей в отдельных сферах (здравоохранение – лекарства, медицинские изделия, способы лечения; экологическая безопасность).
Такие действия отвечают признакам недобросовестной конкуренции и предполагают проведение патентной реформы, в т.ч. для целей антимонопольного регулирования, что особенно важно в интересах охраны здоровья граждан и общественной безопасности.
В целях мониторинга и защиты от недобросовестной конкуренции предлагается поддержать инициативу РНИИИС и рекомендовать ввести в практику антимонопольного регулирования и оценки добросовестности субъектов рынка интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС индекс конкуренции (соотношение числа патентов и доли патентных продаж).
В-третьих, тема антиконтрафакта на международных рынках со стороны отдельных стран, прежде всего США, активно используется в спекулятивных целях, также для продвижения и защиты экономических интересов американских правообладателей и товаропроизводителей. Так называемые ежегодные рейтинги контрафактности, составляемые Международным альянсом интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance, IIPA, США) позволяют комитету США по внешней торговле и госдепартаменту США включать в особые санкционные списки ряд стран ЕАЭС, СНГ и БРИКС и обеспечивать тем самым в рамках недобросовестной конкуренции реализацию своих национальных интересов в этих странах. Такая практика отвечает официальной стратегии развития США, где угроза конкуренции в сфере интеллектуальной собственности до 2025г. обозначена одним из первых приоритетов, но не может быть поддержана в странах ЕАЭС и СНГ. По данным Международной ассоциации институтов интеллектуальной собственности, единая и прозрачная методология и методики рейтингования в этой сфере до настоящего времени в мире отсутствует. Поэтому, вместо политики «оправдывания» необходимы наступательные действия по разработке единой, прозрачной и общепринятой методологии и методик по измерения уровня контрафактности в разных регионах и странах мира. Такая пилотная модель может быть отработана в ЕАЭС.
В – четвертых, антиконтрафакт - это междисциплинарная тема, что предполагает не только эффективное межведомственное взаимодействие на всех уровнях (региональном , национальном и межгосударственном), но и определенную корректировку системы подготовки и принятия решений в ЕЭК ЕАЭС в силу существующей автономности министров (членов коллегии) ЕЭК и подчиненных им департаментов.
Результаты анализа практики, сложившейся в 2010-2016 годах в странах Таможенного Союза и ЕАЭС показывает, что ни одна из задач таможенной защиты интеллектуальной собственности эффективно не решена. В условиях единой таможенной территории и единого экономического пространства ЕАЭС наличие национальных реестров в каждом государстве при разных подходах и процедурах их ведения и фактическом отсутствии единого реестра создает предпосылки для роста оборота контрафактной продукции и контрабанды через единую таможенную границу в рамках ЕАЭС. До настоящего времени Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС) в странах Таможенного Союза и ЕАЭС так и не сформирован, что усиливает существующие проблемы в этой области. Например, неприменение Республикой Беларусь полномочий по процедуре ex officio при меньшем количестве объектов интеллектуальной собственности, внесенных в ТРОИС Белоруссии (в 20 раз меньше, чем в РФ), создает возможность беспрепятственного ввоза через это государство в ЕАЭС контрафактных товаров с незаконным использованием ОИС, не внесенных в ТРОИС.
В целях снижения объёмов оборота контрафактной продукции через единую таможенную границу ЕАЭС с учетом положительного опыта разработки и принятия в РФ ГОСТ Р 56826-2015 «Интеллектуальная собственность. Таможенная защита» и установления единых требований и правил системы управления таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащихся в товарах, перемещаемых в рамках Таможенного Союза через таможенную границу ЕАЭС, а также через национальную таможенную границу государств - членов СНГ, не являющихся членами ЕАЭС, ввоз / вывоз которых, либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем, влечет нарушение исключительных (имущественных) прав правообладателей в соответствии с таможенным законодательством, целесообразно рекомендовать ЕЭК ЕАЭС и национальным уполномоченным органам в области таможенного дела стран ЕАЭС и СНГ рассмотреть и поддержать принятие установленным порядком межгосударственного стандарта ГОСТ "Интеллектуальная собственность. Таможенная защита".
Одновременно с этим целесообразно рассмотреть вопрос о дифференциации подходов к организации защиты в сфере интеллектуальной собственности и противодействия контрафакту с учетом частных и публичных интересов. Частные интересы иностранных и международных ТНК, товарные знаки которых составляют сегодня большинство объектов национальных ТРОИС, должны защищаться на возмездной основе в отличие от сегодняшнего порядка, когда деятельность всех государственных органов стран ЕАЭС и ЕЭК направлена преимущественно на их защиту. Это расходится с заявленным курсом обеспечения конкурентоспособности отечественных правообладателей и товаропроизводителей и стран ЕАЭС при реализации интеграционного потенциала для последовательного вывода отечественных продукции и технологий на национальные рынки - евразийский рынок - международный рынок.
В заключительной части Пятого Международного форума «Антиконтрафакт-2017» (г. Бишкек, резиденция Президента Кыргызской Республики, 15 сентября 2017г.) по инициативе и при содействии Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС был проведен круглый стол "Унификация подходов к определению уровня распространения контрафактных товаров на территории ЕАЭС"(модератор: Владимир Лопатин, генеральный директор Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС, председатель межгосударственного (МТК 550) и национального технического комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность» ТК481, заведующий базовой кафедрой РНИИИС «Управление интеллектуальной собственностью» РЭУ им. Г.В.Плеханова, доктор юридических наук, профессор).
В работе круглого стола приняло участие 60 участников Форума от всех пяти стран ЕАЭС, представляющих правительства России и Кыргызстана, правительство Москвы, органы государственной власти (в области таможенного дела, интеллектуальной собственности, внешнеэкономической деятельности, статистики, правоохранительные органы), академии наук, вузы, международные корпорации и национальные организации и предприятия.
Перед обсуждением темы был проведен опрос его участников, по итогам которого единодушно было признано, что известных методик определения уровня контрафактности на любом (национальном, отраслевом, региональном) уровне не существует и необходима единые методология и прозрачные методики определения уровня контрафактности в РФ и странах ЕАЭС, чтобы в последующем на этой основе можно было принять межгосударственные и международные стандарты.
Актуальность этого вывода определяется также тем, что укрепление региональных связей и союзов в рамках ЕАЭС, СНГ, БРИКС и ШОС встречает активное и серьезное противодействие, прежде всего, со стороны США, включая:
- продолжение политики санкций в 2014-2017 годах в условиях объявленной политической, информационной и экономической войны со стороны США, ЕС, Канады и ряда других стран, имеющих целевую направленность на высокотехнологичный сектор экономики в странах ЕАЭС и СНГ, участвующих в межгосударственной кооперации, сохранения "серого" и "черного" экспорта отечественных технологий в странах ЕАЭС для сохранения их импортозависимости;
- разработку и навязывание другим странам новых международных правил, в т.ч. в виде недобросовестной конкуренции под прикрытием борьбы с контрафактом, реализация которых позволяет международным транснациональным корпорациям сохранять свою монополию и обеспечивать приоритет их интересов, в т.ч. в мировой торговле в рамках ВТО.
В интересах предотвращения недобросовестной конкуренции под прикрытием борьбы с контрафактом и формирования нового, более рационального международного экономического порядка необходимы единые прозрачные и общепринятые методология и методики измерения уровня контрафактности в разных странах.
Объективность понимания контрафактности во всех ее проявлениях может быть основана только на четкой нормативной классификации правонарушений и определении их исчерпывающих сопоставимых национальных перечней (гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные правонарушения и преступления) и единого статистического учета в отношении незаконного использования интеллектуальной собственности при обороте товаров, работ, услуг, финансов, а также при обороте исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, получаемые / используемые в рамках НИОКТР, в т.ч. при международном сотрудничестве.
Для объективной оценки ситуации с контрафактом на евразийском рынке по-прежнему необходима гармонизация законодательства по этим вопросам и единая система соответствующих индикаторов и показателей, отражающих уровень легального и нелегального коммерческого оборота товаров и использования интеллектуальной собственности.
В этих целях, участники Форума поддержали инициативы белорусской делегации и межгосударственного комитета по стандартизации "Интеллектуальная собственность" МТК 550 и рекомендовали Минпромторгу России и ЕЭК ЕАЭС
- подготовить "дорожную карту" гармонизации законодательства стран - членов ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности и противодействия контрафакту;
- предусмотреть при планировании бюджетных расходов на 2018 год расходы на НИР по подготовке совместно с Международной Ассоциацией "Антиконтрафакт" национального и межгосударственного стандартов определения уровня контрафактности в РФ и странах ЕАЭС, содержащих принципы, основные критерии и показатели, институты и механизмы измерения уровня контрафактности по видам товаров, работ, услуг в рамках единого экономического пространства ЕАЭС; структуру рейтинга и органы мониторинга измерения уровня контрафактности как мощного рычага пресечения недобросовестной конкуренции и обеспечения приоритетного развития национальных, евразийского и региональных рынков интеллектуальной собственности.