Итоги ПМЮФ-2024
26-28 июня 2024г. в Санкт- Петербурге состоялся XII Петербургский международный юридический форум, учрежденный в 2011 году, соорганизаторами которого выступают Министерство юстиции Российской Федерации и Фонд Росконгресс. В работе Форума приняло участие около 5000 человек, из них 4300 участников и представителей СМИ из 81 страны и территории, включая 19 министров юстиции; 11 глав дипломатического корпуса; 3 генеральных прокурора и 15 глав судов иностранных государств, а также более 780 представителей российского и иностранного бизнеса из более чем 400 компаний, более 360 представителей из 230 юридических организаций из России и зарубежных государств.
Деловая программа Форума с главной темой «Право – основа глобального равновесия» включала девять тематических блоков: «Международное право в новых реалиях», «Общество и права человека», «Уголовное право», «Разрешение споров», «Экология и урбанистика», «Государственное регулирование и суверенитет», «Инновации, технологии и право», «Деловая среда, корпоративное управление, рынок юридических услуг» и «Юридическое образование: наука и искусство», а также на площадке Санкт-Петербургского государственного университета - международный молодежный юридический форум на тему «Ценности права в условиях нового мирового порядка» (700 участников).
В рамках Форума прошло более 120 мероприятий, где выступило около 700 спикеров – ученых-правоведов, ведущих юристов в различных областях права, политики и руководители государственных и международных организаций, представители бизнеса.
Кроме мероприятий деловой программы, в рамках 12 ПМЮФ состоялись: открытое совещание министров юстиции с участием представителей 19 стран; заседание рабочей группы Межгосударственного совета СНГ по противодействию коррупции и заседание комитета по правам человека СНГ; специальное заседание Экспертно-консультативного совета при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ, где обсудили вопросы правового обеспечения военной, биологической, информационной, цифровой и электоральной безопасности, а также рассмотрели перспективные направления развития модельного законодательства ОДКБ и правовые аспекты использования цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта в обеспечении безопасности.
Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин В.Д.выступил с лекцией «Право и вызовы искусственного интеллекта», в которой была приведена обоснованная критика теории и практики «трансгуманизма», а также доказательства того, что ИИ может быть только объектом правовых отношений, и не должен быть наделен правосубъектностью, в т.ч. личными правами, поскольку ИИ не является носителем важных составляющих личности, включая чувства. Также он отметил важность определения правовых границ и ответственности при разработке и использовании технологий ИИ, поскольку в настоящее время 2/3 совершаемых преступлений происходит с использованием ИИ.
В приветственном обращении к участникам, организаторам и гостям Форума Президент России В.В. Путин отметил, что Россия неизменно отстаивает принцип верховенства закона как во внутригосударственной жизни, так и на международной арене. «В этом году Россия председательствует в объединении БРИКС. Вместе с партнерами стремимся к развитию эффективного правового регулирования, внести вклад в … создание справедливых правил мировой торговли и технологической кооперации. Мы готовы углублять сотрудничество в этих сферах и с другими странами, в первую очередь из Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки», – подчеркнул глава российского государства.
В своем докладе на пленарном заседании Форума заместитель Председателя Совета безопасности РФ Медведев Д.А. отметил, что «сегодня мир не просто стал радикально другим. К сожалению, он, по сути, подошел к точке невозврата, и правовая система вместе с ним. Наша общая цель – сделать все, чтобы найти основу для разрешения накаленных до предела противоречий. Наиболее прочная основа для этого – осознание и подтверждение ценности международного права, которую мы обязаны сохранить в глобальном масштабе, несмотря на все конфликты и споры. Несмотря на отсутствие взаимопонимания, это сделать необходимо». При этом, он подробно проанализировал причины и последствия подмены международного права «порядком, основанным на правилах» со стороны США и стран «коллективного Запада» в интересах сохранения однополярного мира.
Тематика интеллектуальной собственности обсуждалась на нескольких специальных сессиях.
На сессии «Право как основа развития инноваций и технологий» (в рамках блока «Инновации, технологии и право» - модератор Виктор Вайпан - проректор по инновационному научно-технологическому развитию МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук) выступили Владимир Плигин - сопредседатель АЮР, заведующий сектором административного права и административного процесса ИГП РАН, доктор юридических наук; Григорий Ивлиев – президент Евразийского патентного ведомство Евразийской патентной организации (ЕАПО), Заслуженный юрист РФ; Андрей Габов, главный научный сотрудник ИГП РАН, член-корреспондент РАН; Игорь Дроздов - заместитель председателя ВЭБ; Денис Абдрахманов - заместитель корпоративного директора – директор центра по взаимодействию с федеральными органами власти Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).
В своем выступлении в прениях на этой сессии Владимир Лопатин – научный руководитель РНИИИС, председатель Комиссии АЮР по интеллектуальной собственности, Заслуженный деятель науки РФ обратил внимание на ключевые проблемы правового регулирования в целях обеспечения научно-технологического суверенитета, которые по рекомендациям XVМеждународного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», прошедшего 23 апреля 2024 г. на базе МГЮА им. О.Е. Кутафина, должны стать приоритетными для решения в 2024 г.
«Современный мир, где из 234 стран мира 134 страны имеют население менее 10 млн человек, перестал быть однополярным. В рамках евразийской интеграции сформирован новый центр многополярного мира Большое Евразийское Партнерство (СНГ – Союзное государство – ЕАЭС (ЕАС к 2030г.) – ШОС – БРИКС), объединяющий 20 стран с населением более половины планеты Земля и с совокупным объемом ВВП (ППС) $66211млрд. – 60% ВВП мира. Единственным участником всех интеграционных объединений на евразийском пространстве выступает Россия, что налагает особую ответственность.Цель интеграции: конкурентоспособность через обеспечение технологического суверенитета и снижение неравенства в социально- экономическом и цифровом развитии между развитыми и развивающимися странами.
Интеллектуальная собственность – не самоцель, а показатель экономической ценности любого интеллектуального творчества, а экономика/рынок интеллектуальной собственности - ключевое условие обеспечения национальной конкурентоспособности и технологического суверенитета в рамках инновационного и цифрового развития.
При наличии трех предметных областей в сфере интеллектуальной собственности (1) правовая охрана объектов интеллектуальной собственности; 2) использование объектов интеллектуальной собственности и коммерциализация имущественных прав на них; 3) правовая защита интеллектуальных прав), центральным ключевым звеном регулирования и целеполагания для такого регулирования является область коммерциализации интеллектуальной собственности. Правовая охрана и правовая защита не могут быть изолированы в регулировании от задач коммерциализации, как и сама интеллектуальная собственность не является самоцелью интеллектуального творчества, а служит показателем его экономической ценности и инструментом создания добавленной стоимости от ее оборота.
При значительном росте в РФ расходов бюджета на НИОКТР с 20 млрд. рублей до 1,5 трлн. рублей – низкая доля доходов от коммерциализации интеллектуальной собственности (при затратах из федерального бюджета на НИОКТР в 2022 году –1,436 трлн. рублей доходы от коммерциализации интеллектуальной собственности по итогам его исполнения составили 1,6 млрд. рублей (0,001% от расходов на НИОКТР или 0,006% от доходов).
Необходима разработка стратегии конкурентоспособности в цифровой экономике в условиях санкций и многополярного мира при корректировке стратегий и программ инновационного развития через рынок интеллектуальной собственности».
На сессии «Право интеллектуальной собственности в XXI веке» (в рамках блока «Международное право в новых реалиях» - модератор Татьяна Яценко - руководитель департамента частного права факультета права НИУ «Высшая школа экономики») с основными докладами выступили: Елена Павлова, заведующий кафедрой интеллектуальных прав Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации; Ольга Рузакова, заместитель руководителя аппарата комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству; Владимир Лопатин, научный руководитель (директор) Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС), председатель ТК 481 / МТК 550 «Интеллектуальная собственность», эксперт ООН; Валентина Орлова, партнер и руководитель практики интеллектуальной собственности и товарных знаков Юридической компании «Пепеляев Групп»; Сергей Калашников, руководитель правового направления IP и IT «Яндекс»; Максим Прокш, председатель правления Ассоциации IPChain.
В своем докладе «Приоритеты и механизмы гармонизации правового регулирования интеллектуальной собственности в рамках Большого Евразийского партнерства как нового центра многополярного мира» Владимир Лопатин подробно остановился на проблемах правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности и практических рекомендациях по их решению на международном, региональном и национальном уровнях.
В частности, он отметил, что «реализация потенциала интеллектуальной собственности требует эффективного правового регулирования в этой сфере в Целях устойчивого развития, которое должно учитывать развитие новых технологий и индустрий, а также новые вызовы в сфере экономики и геополитики. При сохранении прежних подходов в регулировании сферы интеллектуальной собственности экономика интеллектуальной собственности и цифровизация используются как средство недобросовестной конкуренции при увеличении разрыва в социально-экономическом развитии между развитыми и развивающимися странами.
24 июня 2024 г. вступил в силу 14-й пакет санкций ЕС, включающий новые дискриминационные меры в сфере интеллектуальной собственности, которые не предусмотрены международным правом и грубо нарушают принципы и нормы основных международных договоров в сфере интеллектуальной собственности, участниками которых в настоящее время являются страны ЕС, по которым договаривающиеся стороны не могут устанавливать и требовать соблюдения дополнительных условий, отличные от предусмотренных договорами. Применение таких санкционных мер является грубым нарушением национального режима и режима наибольшего благоприятствования, дискриминацией не только отдельных категорий заявителей, но и стран – участниц международных договоров в сфере интеллектуальной собственности, создает правовую неопределенность не только для российских заявителей и правообладателей, но и для других пользователей национальных, региональных и международных систем правовой охраны ОИС. Данные санкционные меры фактически предполагают регулирование со стороны органов ЕС работы Международного бюро ВОИС, незаконное присвоение его полномочий, что выходят за рамки компетенции институтов ЕС и грубо нарушает нормы ст. 9 Конвенции, учреждающей ВОИС (от 14.07.1967 с изм. 02.10.1979), и ст. 15 Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Эти меры – очередной пример игнорирования международного права и его институтов через «порядок, основанный на правилах» ради сохранения любой ценой однополярного мира господства США и стран «коллективного Запада». Наша задача создать жесткие условия соблюдения и применения норм международного права в сфере интеллектуальной собственности, в т.ч. наступления ответственности для его нарушителей».
В связи с этим, В.Н. Лопатин акцентировал внимание участников на следующих рекомендациях:
на международном уровне:
- Ø внесение задач и показателей экономики интеллектуальной собственности в разделы (8, 9, 10, 17) Целей устойчивого развития (ЦУР ООН) с учетом GII ВОИС, региональные и национальные перечни показателей достижения ЦУР;
- Ø необходимость реформы институтов ООН, где из 234 стран мира 134 страны имеют население менее 10 млн человек, чтобы страны при принятии решений ООН по вопросам будущего планеты имели число голосов в зависимости от численности населения (например, до 10 млн. человек и на каждые последующие 10 млн. человек – 1 голос);
- Ø приоритетное развитие региональной и международной стандартизации в сфере интеллектуальной собственности, включая подписание соглашения между ВОИС и ИСО / МЭК и создание международного комитета по стандартизации в этой сфере с учетом опыта деятельности ТК 481/ МТК 550 в РФ и СНГ.
на региональном уровне:
- Ø внесение поправок в Договор о ЕАЭС в части цели и задач развития евразийского рынка интеллектуальной собственности с переходом на международный режим исчерпания исключительного права на все ОИС в ЕАЭС, так как коммерциализация интеллектуальной собственности в документах ЕАЭС не заявлена ни в качестве цели, ни в качестве задачи или направления интеграции. (Это предполагает ратификацию Республикой Казахстан Больших протоколов о внесении изменений в договор о ЕАЭС (2014) и исключение / ограничение зависимости министров и руководителей департаментов ЕЭК от позиции национальных правительств государств - членов ЕАЭС, которые они представляют, в т.ч. путем введения их обязательной ротации по закрепленным областям в ЕЭК);
- Ø внесение поправок в Декларацию о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 и на период до 2045 годов «Евразийский экономический путь» в части цели и задач развития евразийского рынка интеллектуальной собственности с переходом на международный режим исчерпания исключительного права на все ОИС в ЕАЭС, так как в н.в. в Декларацию – 2030 в качестве задач включено только «обеспечение общего рынка ЕАЭС ключевыми товарами и ресурсами и его эффективное функционирование путем сотрудничества по формированию благоприятных условий для обеспечения охраны и эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности»;
- разработка и принятие Стратегии и программы формирования и развития евразийского рынка интеллектуальной собственности в ЕАЭС, которые отсутствуют в ЕАЭС в отличие от СНГ (Соглашение о формировании и развитии рынка интеллектуальной собственности государств – участников СНГ, заключено в г. Душанбе 01.06.2018г., вступило в силу 12.01.2019 г.);
- Ø внесение поправок в части экономики интеллектуальной собственности в Методологию формирования системы ключевых показателей и индикаторов (подходы к формированию перечня критериев (специфичность, измеримость, достижимость, уместность, определенность), показателей (по направлениям деятельности ЕЭК- общие процессы), базовых (2022г.) и фактических значений индикаторов и порядок проведения их мониторинга с ежегодным докладом ЕЭК о результатах мониторинга (до 1.10.2024);
- Ø формирование «дорожной карты» по мониторингу и гармонизации национальных законодательств в сфере интеллектуальной собственности и защиты от контрафакта в ЕАЭС и СНГ, в т.ч. мониторинг всех правонарушений в сфере интеллектуальной собственности (административных правонарушений и преступлений с учетом результатов их рассмотрения судами, и дел, рассмотренных в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства в странах ЕАЭС).
на национальном уровне:
- Ø разработка и принятие Стратегии и национальной программы развития рынка интеллектуальной собственности (РФ, РК, РА);
- Ø переход с информационных показателей (публикации и их цитирование, патенты и патентные заявки) на экономические показатели результативности НИОКТР (создание добавленной стоимости, доля в ценообразовании, в капитализации активов, в привлечении инвестиций и т.п.)
- Ø корректировка показателей Концепции технологического развития - 2030 (утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р): в н.в. ключевые стартовые условия те же, что и в 2010г. в Стратегии инновационного развития РФ-2020 (доля промышленных предприятий с технологическими инновациями 11,9 % - 10%; доля инновационной продукции в объеме промышленной продукции 5% - 4,9%), единственным показателем достижения заявленных целей технологического развития в сфере интеллектуальной собственности рост числа заявок на изобретения и полезные модели в 2,4 раза);
- Ø централизация функций в госполитике и нормативно-правовом регулировании в РФ в сфере интеллектуальной собственности в одном ФОИВ, подчиненном Правительству РФ;
- Ø разработка правовых запретов (красных линий) в сфере развития и использования технологий ИИ в противоправных целях, с уровнями гражданско- правовой, административно – правовой и уголовно – правовой ответственности;
- Ø создание национальных Реестров критических технологий и научная проработка экономико - правовых условий их использования в развивающихся странах при трансфере на льготных условиях в целях обеспечения баланса интересов в «триаде» (автор РИД – правообладатель – инвестор) и развития экономической интеграции в рамках Большого Евразийского Партнерства;
- Ø отнесение вопросов управления и экономики интеллектуальной собственности к приоритетным направлениям стандартизации, активное использование в рамках нормотворчества ссылок на применение национальных и межгосударственных стандартов с учетом создания в РФ первой национальной системы стандартов в сфере интеллектуальной собственности.
На сессии «Новые региональные объекты интеллектуальной собственности на евразийском пространстве (евразийские товарный знак и полезная модель)» (в рамках блока «Деловая среда, корпоративное управление, рынок юридических услуг» - модераторГригорий Ивлиев, Президент Евразийского патентного ведомства Евразийской патентной организации (ЕАПО). В начале сессии Владимир Рябоволов, генеральный директор Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь и Ольга Терещенко, проректор по развитию и стратегическим коммуникациям РГАИС, представили подробный отчет о результатах научного исследования преимуществ регионального уровня патентной охраны (в отношении евразийских патентов на изобретения и промышленные образцы) перед национальным и необходимости расширения такой практики в отношении полезных моделей и товарных знаков в рамках Программы развития Евразийской патентной организации на 2023–2028 годы. В своих выступлениях последующие докладчики также обосновали необходимость расширения перечня объектов для евразийской системы патентования и географии состава участников: Юрий Зубов, Руководитель Роспатента; Татьяна Нешатаева, заведующий кафедрой международного права Российского государственного университета правосудия (РГУП); Владимир Лопатин, научный руководитель (директор) РНИИИС; Виталий Калятин, профессор кафедры интеллектуальных прав Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ; Эдуард Шаблин, Президент Ассамблеи евразийских патентных поверенных (АЕПП); Валерий Медведев, управляющий партнер юридической фирмы «Городисский и партнеры»; Тадзио Шиллинг, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) и Наталья Синицына, преподаватель Британской высшей школы дизайна; управляющий партнер Magic legal.
При этом, Владимир Лопатин обратил внимание на новые закономерности в области правовой охраны ОИС, что связано, прежде всего, с экономикой в этой сфере:
ü устойчивое сокращение числа национальных патентных заявок и поддержания в силе национальных патентов(с 2013г. в РБ более чем в 4 раза (с 3167 до 788), с 2018г. в РФ на Из.- на 29%, на ПМ– на 13%; в РК на Из.– на 15%, на ПО– на 40%; в КР на Из.- на 38%, на ПМ– на 78%, на ПО– на 47%; в РА – на Из. - на 12%, на ПО - на 19%);
ü стабильный рост евразийских заявок и поддержание в силе евразийских патентовс расширением их географии в рамках ЕПК (Программа ЕАПО-2028);
ü переход с национального на региональный и международный уровни и процедуры правовой охраны ОИС (в КР 97% Из. - евразийские патенты, 97% ПО и 80% ТЗ- по международным процедурам).
На полях Форума была проведена презентация коллективной монографии «Разрешение споров в сфере интеллектуальной собственности в Евразийском регионе» (под ред. Г.П. Ивлиева и Т.Н. Нешатаевой). Выступившие авторы (Григорий Ивлиев, Президент ЕАПО; Татьяна Нешатаева, заведующий кафедрой международного права РГУП; Павел Мусливский – советник судьи Суда ЕАЭС) и рецензент книги Сергей Фабричный, директор Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) подробно рассказали о предпосылках и истории написания книги, ее структуре и проблемах, требующих решения в рамках создания двухуровневой судебной системы в ЕАЭС по разрешению споров в сфере интеллектуальной собственности. В настоящее время в странах ЕАПО параллельно функционируют национальные и региональная патентные системы. Их сосуществование ставит вопросы о гармонизации правоприменительных практик и развитии системы рассмотрения споров в отношении евразийских патентов. Практика показывает, что национальные суды могут принимать разные решения в отношении одного и того же евразийского патента, даже когда возражения поданы одним и тем же лицом и основаны на одних и тех же документах из уровня техники. Решение об отказе в выдаче евразийского патента сейчас вообще не может быть оспорено в судебном порядке. В монографии был представлен опыт функционирования региональных судов на евразийском пространстве, текущие возможности оспаривания и перспективные направления развития системы рассмотрения патентных споров. Выступившие в завершении обсуждения монографии Председатель Суда ЕАЭС Алексей Дронов и научный руководитель РНИИИС, председатель ТК481/МТК 550 Владимир Лопатин подчеркнули важность и актуальность оперативной практической реализации моделей развития системы правосудия на евразийском пространстве.
Подробный отчет о мероприятиях, включая видеозапись дискуссий, аннотации и фотографии участников, размещены на сайте Фонда Росконгресс по адресу: https://roscongress.org/events/xii-peterburgskiy-mezhdunarodnyy-yuridicheskiy-forum/program
Источник: https://legalforum.info/news/itogi-pmjuf-2024/, Пресс - служба РНИИИС